За Козлова ответил
Вердикт: «Френкель виновен» в деле об убийстве замглавы Центробанка Андрея Козлова оставил больше вопросов, чем ответов.
«Очевидно, что кровь»
13 ноября завершился судебный процесс по одному из самых громких заказных убийств нового века, но ликования это не вызывает. Несмотря на оглашенный приговор, раскрытым дело назвать все же сложно.
Покушение на первого зампреда Центробанка произошло вечером 13 сентября 2006 года у столичного стадиона «Спартак», на котором каждую среду гоняли мяч сотрудники ЦБ. Когда Андрей Козлов, отвечавший в банке за надзор, борьбу с обналичкой и отзыв лицензий, после тренировки уже подходил к своей машине, на него напали двое неизвестных.
– Тот, который был слева, подбежал к Козлову и Семенову (водителю банкира) с вытянутой вперед рукой. Раздался хлопок, – рассказал один из свидетелей покушения Вячеслав Пасынков. – В этот момент Козлов немного осел. Мне показалось, что Семенов пытался остановить нападавшего, и тут раздался второй хлопок. Затем, возможно, был еще один или два хлопка – уже после этого Семенов развернулся и пошел по направлению к зданию манежа «Спартак». При этом он держался за грудь, и изо рта, я заметил, шла очень сильная струя крови. То есть было не очень хорошо видно, но очевидно, что кровь. Я уже тогда понял, что случилось.
Водитель-охранник погиб на месте. Самого банкира с огнестрельными ранениями в голову и грудь доставили в больницу, где он умер в половине шестого утра.
Спустя два года и два месяца Мосгорсуд вынес приговор: участники покушения получили от 6 лет заключения до пожизненного срока. На 19 лет суд оставил за решеткой банкира Алексея Френкеля.
«Френкель понес огромные убытки»
По версии следствия, именно владелец ВИП-банка Алексей Френкель стал заказчиком преступления, решив таким образом свести счеты с Козловым.
– Андрей Козлов активно боролся с банками, которые занимались отмыванием денежных средств, – рассказала гособвинитель Гульчехра Ибрагимова.
В число таковых Козлов занес подконтрольные Френкелю ВИП-банк, «Орион», РТБ и «Европроминвест», сначала вычеркнув их из системы страхования вкладов, а затем и вовсе лишив лицензий.
– Из-за этого, – продолжает Ибрагимова, – Френкель потерпел огромные финансовые убытки и решил убить Андрея Козлова.
По данным Генпрокуратуры, в апреле 2006 года Алексей Френкель попросил свою сотрудницу Лиану Аскерову найти киллеров. Та передала просьбу своему знакомому Борису Шафраю. Тот вместе с приятелем Погоржевским нашел исполнителей – Половинкина, Прогляду, Белокопытова и Касмынина (последний до сих пор находится в бегах).
По материалам уголовного дела, Френкель заплатил за убийство более 300 тысяч $, из которых непосредственно стрелкам (Максиму Прогляде и Алексею Половинкину) досталось по 8,5 тысяч $, а Шафрай и вовсе вкалывал даром.
– Я не понимаю. Это не обвинение, а клевета, просто помоями какими-то обливают, – прокомментировал обвинение на суде Алексей Френкель. Но 28 октября 2008 года коллегия присяжных Мосгорсуда большинством голосов признала Френкеля и его сообщников виновными в убийстве Козлова.
«Оружие не могло стрелять»
В основу обвинения легли данные биллингов, то есть распечатки времени и места, откуда подозреваемые звонили по своим мобильным. Из них-то и стало известно, как Аскерова переговаривалась с киллерами, как набирала номер Френкеля сразу после убийства, но…
– Согласно обвинительному заключению, Френкель поручил Аскеровой убийство Козлова в ресторане «Триш» в конце апреля 2006 года, – пояснил вывод из распечатки адвокат Френкеля Руслан Коблев. – Однако из биллинга предполагаемых исполнителей следует, что слежка за Козловым началась уже в конце марта. То есть до того, как был оформлен заказ на убийство.
Суд на такую «мелочь» внимания не обратил. Как и на то, что уже через несколько минут после покушения один из киллеров звонил жене с другого конца Москвы. Не стал суд приглашать почти никого из более десятка свидетелей защиты (на процессе заслушали лишь одного). Не учел даже результаты баллистической экспертизы.
– По оружию действительно осталось много вопросов, – рассказал адвокат Белокопытова Юрий Ельмашев. – Пистолеты нашли только на следующий день после убийства у забора спорткомплекса, хотя накануне обыскивали там все с собакой. Приглашенный нами эксперт Минобороны пришел к выводу, что найденное оружие вообще не могло стрелять. В Козлова и его водителя попали 9-миллиметровые пули, а внутренний диаметр ствола обоих пистолетов оказался всего 8,5 мм, в который эти пули просто не пролезали. Я не исключаю, что в убийстве это оружие вообще не применялось, а было подброшено на следующий день.
Получается, Френкеля, известного в банковской среде своим неадекватным поведением, просто подставили, а заказали и застрелили Козлова совсем другие люди. Но кто? И почему присяжные, зачастую лояльно относящиеся к подсудимым, на этот раз упекли Френкеля за решетку?
«Достали эти генералы из ФСБ»
Обычно в деле выступают 14–15 присяжных (12 действующих и 2–3 запасных). На этот раз присяжных было 22. Для российского судопроизводства это рекорд. Причем 10 заседателей постепенно выбыли из процесса. Кто-то покинул коллегию сам, кого-то заметили разговаривающим с неизвестными на остановке и отстранили, двоих поймали во дворе с бутылками пива и впаяли «нарушение общественного порядка».
– Присяжным фактически дали понять, что фигурантом уголовного дела может стать каждый, кто попытается склонить заседателей к вынесению «неправильного» вердикта, – предположил адвокат Половинкина Александр Чернов.
Возможно, Френкель действительно виновен в том, в чем его обвиняют. В деле есть свидетельства, подтверждающие это, но даже эти доказательства указанных белых пятен не проясняют.
Прокуратура предпочитает о нестыковках не говорить. А заодно не комментировать информацию о том, что накануне убийства некие депутаты будто бы звонили руководству ЦБ с просьбой сменить Козлова. Что будто у Козлова были проблемы с коллегами по работе. Что в последнее время он был сильно озабочен тем, что «банки, которые не включались в систему страхования, каким-то образом сразу узнавали об этом». И что Козлов перед смертью якобы жаловался одному из руководителей Центробанка: «Достали эти генералы из ФСБ…»
Каких генералов имел в виду зампред ЦБ, мы теперь вряд ли узнаем.