Поговорим, дружок?
Недавно, гуляя в парке с собакой, я случайно подслушала беседу двух старушек. Одна говорила другой: «Мне кажется, мой кот меня понимает. Он даже кивает, когда я ему что-то рассказываю». Не хочу разочаровывать ни ее, ни хозяев, думающих так же. На самом деле животные не понимают человеческую речь вообще.
Наши слова для них – это лишь звуки разной степени громкости. Чудеса взаимопонимания, когда кот исполняет просьбы хозяйки, а пес без команд приносит хозяину тапочки – обычная дрессировка. Не стоит думать, что пес понимает, чем тапочки отличаются от сапог. Понятия не имеет! Просто в свое время вы научили собаку делать это, а когда она выполняла команду, поощряли. Она просто запомнила сочетание звуков, которые часто слышала, и теперь они ассоциируются у животного с определенным действием или предметом.
Собаки и кошки очень внимательно прислушиваются к человеческой речи и в состоянии запомнить до нескольких сот интонационных оттенков. Но еще внимательнее они присматриваются к жестам хозяина. Наверное, замечали: стоит вам подойти к вешалке с курточкой, как собака тут же подбегает с поводком в зубах. Просто она запомнила, что когда вы ведете ее на прогулку, то надеваете куртку. То же самое с кошкой – при звуке открываемой дверцы холодильника она бросает свои дела и несется на кухню, потому что знает: там еда.
С животными можно сколько угодно разговаривать, но общение будет односторонним. Алфавит им знать необязательно. Их задача – есть и размножаться, а слова для этого не нужны. Между собой они общаются с помощью жестов и криков. Более того, у каждого вида животных свой язык, и он связан не только со стаей или стадом, но и с местом обитания. Даже двум волкам из разных стай потребуется время на адаптацию и понимание друг друга.
Конечно, вы легко добьетесь от кошки или собаки, чтобы она садилась по команде, подавала голос или лапу. Но никогда не сможете научить высшей математике или объяснить, что такое Бог. Представьте хоть на минуту, что было бы, понимай животные нашу речь. В зоопарках обезьяны обижались бы на посетителей за дразнилки, а домашние кошки мстили бы за то, что в гневе мы поминаем их незлым тихим словом. К счастью, они нас не понимают.