26.03.2008

Кошмар на улице Марата

В Санкт-Петербурге открылся первый в России леденящий кровь музей-аттракцион, создатели которого «оживили» самые кошмарные сцены отечественной истории и литературы. Находится он на улице Марата. Убили бы Марата не в парижской, а в питерской ванной, вполне мог бы стать персонажем этого музея.

Территория призраков огромна – 1300 м2, ровно 13 комнат, в каждой из которых разворачивается трагическая история. Первой из известных персонажей вас встретит княжна Тараканова, правда, ей будет не до вас: каземат Петропавловской крепости заливает вода, а княжна, взобравшись на кровать, в ужасе ждет финального аккорда судьбы (фото 2). Впечатление усиливают гигантские крысы, бегающие по ее прекрасному телу. 

Над реализацией столь масштабного проекта трудились около 200 человек, включая режиссеров, художников, сценаристов, историков, знатоков питерского фольклора. Широко использованы компьютерные технологии – ужас, так сказать, идет в ногу с прогрессом. Для каждой сцены написана подробная компьютерная программа, движения персонажей управляются с помощью отдельных сигналов с пульта. Помимо механических аниматронных фигур и трехмерных видеопроекций, в аттракционе задействованы актеры из плоти и крови.  
– Всех персонажей аттракциона объединяют смерть и ужас, – рассказывает Михаил Александер, арт-директор проекта, – все они погибают, чаще всего насильственной смертью.  
В детально воссозданном  зале Александринского театра умирает восковой Чайковский. Петр Ильич играет на рояле знаменитую Шестую симфонию, после чего под заслуженные аплодисменты с грохотом падает со стула.
– Пожалуй, это был самый сложный эпизод с точки зрения техники, – объясняет Михаил Александер. 

В самом деле, на рояле играть – не топориком орудовать. Впрочем, Раскольникову этого не объяснишь. Эпизод со старушкой-процентщицей вышел самый что ни на есть трагический (фото 1). Бабушка – божий одуванчик умрет мучительно, в конвульсиях, кровь брызнет фонтаном – кровавый момент станет кульминацией эпизода. Трудно сказать, как бы отреагировал Федор Михайлович, ведь его роман на убийстве не заканчивается, а, наоборот, только начинается. 

Само собой, не обошлось без Гоголя. Прямо из «достоевщины» посетитель попадает в рукава гоголевской шинели – встречается с майором Ковалевым и его безобразным носом (фото 3), наряженным в парадный мундир.

А вот призрак графини из «Пиковой дамы», восстающий из раздвижного бильярдного стола, не только ужасен, но еще и эстетически привлекателен. Такую изящную старушенцию можно смело делать иконой антигламура. Хотя сцена в общем кошмарная – любителям карточных игр есть над чем призадуматься. Ну и нельзя не упомянуть Распутина, его популярность в последнее время только растет. Если верить историкам, труп его был выкопан из могилы, тайно перевезен в Петроград и сожжен в печах Политехнического института. На кочегарку для Распутина ушло 5 тонн железа, печь получилась потрясающая, а если еще добавить, что он неожиданно поднимется в огне и перекрестится, мало не покажется никому.

Идея аттракциона позаимствована из опыта европейских городов. Дракула, Потрошитель, Фредди Крюгер активно смущают умы западного обывателя. Там такие аттракционы называются dungeon, т.е. «пещера».
– «Ужасы Петербурга» – все-таки отечественный продукт, – комментирует Михаил Александер. – Кровавая история, но наша.

Так что же собой представляет этот в коммерческом плане гениальный проект? Культурную деградацию и потакание примитивным массовым вкусам? Или все-таки необходима свобода выбора между парадным Петербургом и мрачной изнанкой – в конце концов, даже у монеты есть орел и решка? Не будем пока выносить вердиктов. Кто знает, может, для иного посетителя гораздо полезней увидеть и услышать Чайковского, механического и бледного, чем Диму Билана, живого и цветущего?

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика