Коррозия коррупции
Президент решил дать коррупции серьезный бой. Есть с чего! Ситуация в России действительно серьезная. Вот недавно Генпрокуратура озвучила «коррупционные» цифры: за полгода таких преступлений уже совершено на 10% больше, чем за такой же период 2007 года. И это не предел роста. А по данным фонда «Индем», объем рынка различного рода взяток (по приблизительным подсчетам!) только в 2005 году составил 318 млрд $. Это же половина федерального бюджета.
Отражается ли глубокая коррумпированность в России на экономике страны? Существует аксиома: при высоком уровне коррупции страна процветать не может. Это справедливо и для России.
Хотя – и в этом есть некоторый парадокс – с точки зрения финансового баланса экономика практически ничего не теряет: эти деньги в нее возвращаются. Тут гораздо важнее вред нематериальный. Самое опасное, что в коррумпированной стране теряются побудительные причины заниматься бизнесом. Обычно в качестве примера главных коррупционеров приводят гаишников с их поборами на дорогах. На самом деле это мелочь. Страшнее, когда происходит захват бизнеса чиновниками – они входят в долю, становятся членами советов директоров и так далее… Кто платит? Бизнес.
В результате снижается главный фактор, поддерживающий экономику любой страны, – деловая активность (мотор бизнеса). Бизнесмены чувствуют себя в опасности. И либо инвестируют в недолгосрочные проекты, либо готовятся уехать за границу. В итоге экономика лишается долгосрочных стимулов, а это необходимое условие для качественного развития.
Мне могут возразить: наши экономические показатели растут. Это так. Но это результат временный. Он обусловлен льющимся на страну потоком нефтедолларов. То есть влиянием условного фактора.