05.06.2008

Как коровы помогли оспу победить

Найти лекарство от страшной болезни – черной оспы сельскому врачу Эдуарду Дженнеру помогли наблюдательность, достойная самого Шерлока Холмса, и доярки.

Найти лекарство от страшной болезни – черной оспы сельскому врачу Эдуарду Дженнеру помогли наблюдательность, достойная самого Шерлока Холмса, и доярки.

Поверил в примету

 На рубеже XVIII–XIX веков в Англии жил доктор Эдуард Дженнер, который совершил переворот в мировой медицине. Он первый не стал отмахиваться от народной приметы, что доярки, переболевшие несмертельной коровьей оспой, не боятся страшного недуга. Он их не берет. Коровья же разновидность болезни оставляет на руке у скотниц лишь легкие следы.

На собственной шкуре

 26 лет потратил Дженнер на анализы, пока наконец не решился заявить о своем открытии: можно искусственно заражать человека коровьей оспой и так предохранять его от натуральной. Сам метод прививок был известен еще до Дженнера. Людям во младенчестве прививали натуральную оспу в легкой форме. Однако этот метод был опасен. Во-первых, зачастую люди все-таки заболевали и умирали. А во-вторых, велика была опасность навсегда обезобразить лицо шрамами от оспы. Дженнер сам был привит таким варварским способом.

«Черные» эксперименты

14 мая 1796 года 47-летний Эдуард Дженнер решается на эксперимент. Коровья оспа привита восьмилетнему мальчику Джеймсу Фипсу. История сохранила нам имя первого подопытного, которому Дженнер ввел жидкость из волдыря на руке доярки, болевшей коровьей оспой. Малыш перенес легкое недомогание, которое прошло через неделю. Чтобы проверить, стал ли он невосприимчив к натуральной оспе, Дженнер решился на изуверский опыт, рискнув жизнью своего подопытного: зара-зить Джеймса натуральной оспой. Испытуемый оказался невосприимчив к инфекции. Так Дженнер, рискнувший довериться своим наблюдениям, победил одну из самых страшных болезней.

Екатерина, ты была права

В России императрица Екатерина II одной из первых пропагандировала метод прививок от оспы. Более того, она рискнула начать процесс прививания с самой себя. В случае успешного исхода Екатерина намеревалась стать «донором» для других. Вторым человеком в империи, прошедшим через эту процедуру, стал единственный сын Екатерины – Павел. В память об этом Екатерина велела отлить медаль, на одной стороне которой – императрица в короне и мантии, а на другой – храм Эскулапа, из которого выходят привитые царица с сыном. На медали надпись: «Собою подала пример».

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика