«Езжайте своего Саакашвили кормить»
На прошлой неделе по Москве прошел слух, что в некоторых грузинских ресторанах столицы отказываются обслуживать клиентов славянской наружности. Также поговаривали, что осетины закрывают двери своих кормежечных точек для грузин. Корреспонденты «Собеседника» проверили работу заведений с кавказской кухней на предмет национальной терпимости.
Владельцы ресторанов проявили единодушие и отказались «светиться» в прессе: незапланированные визиты налоговой никому не нужны. Открывали они тайны национальной кухни неохотно и только на условиях анонимности.
Грузинский ресторан в центре Москвы с типичным интерьером, но сохранился ли здесь дух традиционного кавказского гостеприимства?
– Конечно, – уверяет администратор ресторана Татьяна. – У нас всегда наплыв клиентов, их число не уменьшилось. Большинство из них русские. Осетины? Может быть, и ходят. Мы у клиентов паспорта не проверяем.
Действительно, даже на бизнес-ланче здесь довольно много народу. Клиенты не жалуются.
– Никакого прессинга мы не чувствовали, – говорит постоянный посетитель Константин. – Негатива к русским тут нет. Я хорошо знаю персонал – хозяин давно живет в Москве, интеллигентный человек еще старой советской закалки. Тем более большинство сотрудников – грузины из Абхазии. Они скорее ненавидят Саакашвили, чем своих русских клиентов.
Стоит уточнить – дорогих русских клиентов. Которым во всех грузинских заведениях на словах были безумно рады. Но все же и под налетом профессиональной этики есть место эмоциям.
– Сейчас они вроде взяли себя в руки, – рассказал клиент другого ресторана Михаил Вдовин. – Но в первую неделю конфликта все равно чувствовалась напряженность. Трудно ведь прислуживать людям, которые, как они считают, топчут их родину. Даже со мной, постоянным клиентом, официантка разговаривала сквозь зубы. Одного вообще отсюда попросили – правда, он первый начал что-то предъявлять.
Персонал со своей стороны уверяет, что в это время ему приходится терпеть больше обычного.
– Чаевые почти перестали давать, – говорит Артем, официант небольшого грузинского кафе. – Хотя с теми, кто все время ходит, проблем нет. А некоторые, такое ощущение, приходят не покушать, а оскорбить. Были и такие слова, что езжайте своего Саакашвили кормить. Обидно все это, мы даже боялись, что от слов к делу могут перейти. А мы разве в чем виноваты? Война там, а мы здесь. И мы тут хотим спокойно работать.
Осетинских ресторанов и кафе в Москве не так много. В одном из них журналистам не слишком обрадовались.
– Это ваши политики вою-ют и нас защищают, а вы, москвичи, не любите. Говорите, что мы понаехали! – огорошил повар маленькой кафешки на рынке в спальном районе. Оказывается, у него в Цхинвали семья была, их эвакуировали. Но он умудрился нарваться на пьяного демагога, который рассказал, что он думает об осетинах, «из-за которых теперь русские мужики гибнут в чертовых грузинских горах».
В крупном ресторане с осетинской кухней народ настроен более дружелюбно.
– Наше название и реклама никак не подчеркивают национальную принадлежность, – рассказал директор ресторана Автандил. – В меню представлена и европейская, и японская кухня. Но постоянные клиенты знают, что мы все здесь осетины. У нас в ресторане принято во время каких-то важных событий растягивать в главном зале большой экран от домашнего кинотеатра. Посетители тут всегда смотрят футбол, Евровидение и т.д. Восьмого августа мы все следили за новостями. Знаете, никто не возмутился, даже сочувствовали нам. Правда, потом хозяин сказал, чтобы прекратили распугивать клиентов…
С посетителями проблем у ресторана мы не заметили. Даже на минутку не могли отвлечься официантки. Ребята-грузчики сновали туда-сюда, выгружая из «Газели» картонные коробки с чем-то горячим.
– Это наши знаменитые рецепты осетинских пирогов, – поделился секретом водитель Саша. – Есть на Третьяковской пекарня, мы всю Москву ими обеспечиваем. Я еле успеваю развозить.
Возит ли он такие же коробки в грузинские рестораны, Саша отказался рассказывать, только, опустив глаза, кивнул головой.
– Зачем вы такое спрашиваете! – вмешалась в разговор пожилая женщина. – Ему же стыдно. Если кто на родине узнает, что мы тут грузин кормим, – не простят. А что делать? Надо же своим семьям деньги посылать. Это начальство все уже местное давно перевезли родных, купили квартиры, машины… И потом, пироги-то не сами грузины едят, а русские клиенты. Да?
Не дождавшись ответа на свой вопрос, женщина вздохнула и пошла в ресторан. Саша тоже уехал. Посетители как ни в чем не бывало парковали свои машины и шли веселиться.
– Не обращайте внимания, это возраст и воспитание, – рассмеялась девушка в национальном костюме, прикуривая сигарету. – Меня зовут Жанна, я слышала ваш разговор. Никто тут не смотрит на национальность: бизнес. Я уже полгода работаю официанткой. Как приехала, сразу поняла – со стариками хозяину в Москве тяжело. Они пытаются жить по нашим обычаям. Представляете, у меня подруга замужем за грузином, живут в Москве уже 3 года, а все стесняются своих. Она с нами работает, а он в грузинском ресторане, здесь недалеко. Так вот она для них заказывает и забирает осетинские пироги. Им те, что нам привозят, не нравятся, а в другом месте руководит такая же тетя…