02.09.2008

Контрольные – по звездам

Волгоградская школа №7 с виду самая обыкновенная. Типовое 4‑этажное здание советской эпохи, во дворе – бюст летчика Панина. Какого числа начинать учиться, когда писать контрольные и устраивать праздники, в этой школе диктуют… звезды и планеты.

Директора этой школы Сергея Цыганкова в Волгограде знают еще и как астролога. К нему в кабинет приходят не только со школьными проблемами. Наука о влиянии небесных тел на человека – его вторая специальность. Уже будучи преподавателем химии и биологии, Цыганков окончил Московскую академию астрологии, а его 570-страничную книгу «В плену Зодиака» можно считать чем-то вроде диссертации.
– Сразу предупреждаю, – заявил Цыганков, впуская меня в свой директорский кабинет. – Никаких астрологических экспериментов в нашей школе никто не проводит! Это же не мои личные дети, чтобы опыты над ними ставить. То, что я вместе с коллегами разрабатываю и исследую – всего лишь один из аспектов жизни нашей школы, не более того.

Астролог по согласию

«Один из аспектов» появился чуть больше 10 лет назад: вместе с волгоградскими астрологами Цыганков провел исследование о влиянии лунных фаз на детей. Выяснилось следующее: в полнолуние девчонки и мальчишки становятся более рассеянными, чаще балуются, набивают синяки и шишки. Тогда-то Цыганков и разработал лунный календарь, по которому стала жить школа №7 – его как раз назначили директором. Коллектив нового руководителя поддержал, рассудив так: уж если уроки по лунному расписанию принесут пользу, разве кому-то от этого плохо?
Получил Цыганков и согласие родителей, когда 10 лет назад Луне было угодно, чтобы 1 «А» начал учебный год не 1 сентября, а 3-го. Мамам и папам первоклашек раздали памятки с фазами Луны и рекомендациями, как вести себя с ребенком в пиковые, то есть опасные дни. На каждого школьника Цыганков составил еще и натальную карту, или, проще говоря, гороскоп. Карты эти могли смотреть как учителя, так и родители.
Тот самый 1 «А» теперь выпускной. Классный руководитель Татьяна Чегодаева результатами чрезвычайно гордится:
– С того дня как в нашей школе начали проводиться занятия согласно графику лунной активности, в классе стало меньше конфликтов и недоразумений. Мой класс можно смело назвать особенным! У нас нет «серых мышек» и отстающих, каждый из ребят чего-то добился. Лиза Ануфриева, к примеру, танцует в известном ансамбле «Волжаночка», Кристина Куцемако пишет прекрасные стихи, Никита Вихлянцев успешно занимается кикбоксингом, почти весь класс посещает школьный театральный кружок…

Ну и где ваш телескоп?

– Меня часто спрашивают: «Ну и где ваш телескоп?» – говорит Сергей Цыганков. – Я же не астроном, чтоб в телескоп смотреть, я аст-ро-лог. Не верят, под стол заглядывают…
Под столом у директора-астролога никакого телескопа нет, и на столе нет тоже. Хотя астрономы Цыганкову очень помогают – на основе их наблюдений он потом и составляет свои натальные карты. Много лет назад эти карты «подсказали» ему, тогда еще рядовому учителю биологии, что некоторых детей стоит направить по особому пути. Кому-то из родителей он рекомендовал отдать ребенка в художественную школу, кому-то из школьников посоветовал всерьез заняться танцами, кому-то – больше времени уделять творчеству, чем точным наукам. Теперь бывший ученик Цыганкова Сергей Демидов – известный в городе бард и, кстати, тоже директорствует в школе, Владимир Юдин – журналист, Арина Буланова – театровед…
На столе Цыганкова лежит таблица лунных фаз на весь год. Это своеобразный свод законов, по которому учителя строят свою работу. К примеру, в период полнолуния, а также два дня до и после не проводят никаких совещаний, никаких педсоветов, платных недорогих  решений контрольных на заказ, зачетов, диктантов – вообще ничего, что требует напряжения сил. А в благоприятные дни в школе веселье и гвалт – устраивают дискотеки, классные вечера, субботники.
Недавно Цыганков разработал сложный график движения небесных тел, с помощью которого собирается проследить, что будет дальше с учениками экспериментального 11 «А» класса и со страной в целом. По его расчетам, в текущем году в России сложится благоприятная обстановка для роста экономики и будут особо востребованы специальности архитектурно-строительного профиля.

Не гороскопы нужны, а дни здоровья!

Коллеги Цыганкова его исследованиям по-хорошему удивляются, но перенимать опыт не торопятся. Сергей Николаевич не раз организовывал у себя в школе семинары и конференции на «лунную» тему, рассказывал о графиках, показывал таблицы – гостей всегда много, но не более того.
– Я несколько лет наблюдаю за исследованиями Цыганкова, – говорит Анна Гаврилова, директор соседней школы №6. – Лунный календарь, несомненно, вещь полезная. Будь у нас штатный астролог, мы бы тоже работали и учились в соответствии с графиком Луны.
Знают о происходящем и в районном комитете образования, и в городском. Подтверждают: дела в школе №7 за последние годы заметно улучшились.
– Повысилась успеваемость, стало больше медалистов, уменьшилось число правонарушений и, как следствие, число детей, стоящих на внутришкольном учете и на учете в районном комитете по делам несовершеннолетних, – комментирует Елена Зевина, специалист районо. – Все это благодаря комплексной диагностике учащихся, которая проводится в этой школе. Состоит она из нескольких компонентов. Астрологическая составляющая на первом месте, но посудите сами: если школа будет учитывать только фазы Луны, а психологические, медицинские, валеологические факторы игнорировать, это уже не школа, а нумерологический клуб получается!
В Научном центре здоровья детей РАМН настроены пессимистично, если не сказать больше.
– Я категорически против подобных экспериментов! – говорит профессор Владимир Студеникин. – То, что астрология приходит в школу – это, мягко говоря, безобразие. Если взрослому угодно платить деньги, составлять гороскопы и следовать им – это его личное право. Но ребенок не должен превращаться в подо­пытного кролика. Чтобы дети были здоровее, надо дозировать школьную нагрузку и проводить дни здоровья, когда вместо школы дети идут в парк, занимаются спортом или отдыхают дома…
Чтобы дети хотели учиться и не платили за знания собственным здоровьем, педагогам и впрямь не обязательно вооружаться гороскопами. Но пока наверху в который раз перекраивают систему образования, Сергей Цыганков в своей школе показывает, чего можно добиться, если искать подход к каждому ребенку в отдельности. И звезды тут, возможно, действительно ни при чем.
Хотя… Незадолго до 1 сентября у Цыганкова был разговор со школьным завхозом. «Внимательно осмотрите всю систему отопления, – попросил директор. – Как бы чего не произошло!» Тот засмеялся: «Сергей Николаевич, да вы что! Новые трубы же поставили! Уже семь раз все заменили, пять раз все проверили…»
Через день трубы в школе потекли. Вот и думай после этого: то ли интуиция у директора отменная, то ли и вправду – звезды подсказали.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика