Россия берет «Грэмми» только в «классической борьбе»
8 февраля со сцены Staples Center в Лос-Анджелесе в 51-й раз были объявлены лауреаты премии «Грэмми». Среди номинантов – и российские артисты. Серьезные. Академические. К сожалению, наград они не получили.
За пределами США к премии «Грэмми» относятся с иронией. Примерно так же, как к Евровидению, но по другим причинам. Евровидение – конкурс локальных звезд, чей уровень приближается к районной самодеятельности. «Грэмми» – ленивая и предсказуемая сходка профессионалов. Это всегда чистый мейнстрим. Если альтернатива, то группа Coldplay. Если рок, то U2. Если рэп, то Лил Уэйн. В ряду номинаций есть место и для академической музыки. Это единственная категория, в которой традиционно высоки шансы российских артистов. Тоже очень традиционных.
Дирижеры Валерий Гергиев и Роман Балашов, баритон Дмитрий Хворостовский, альтист Юрий Башмет не просто музыканты. Это статусные персоны, отформатированные под шоубизнес. Они встроены в западные рынки. Их пластинки выходят на крупных лейблах и хорошо продаются. Для отборочного комитета «Грэмми» других критериев не существует. Ведь сама премия ориентирована скорее на поп-музыку, которая составляет львиную долю современного музыкального рынка. В этой сфере российские артисты провинциальны и неконкурентоспособны. Классика – другое дело. Наши позиции здесь очень сильны. Это удобная и безопасная резервация. Ее обитатели в любой момент готовы отмежеваться от грубой коммерции. Но если союз безопасен и приносит дивиденды, почему бы не сыграть по правилам большинства. Такое поведение успешно, но не всем понятно.
– К сожалению, в последнее время понятия подлинности и качества, смысла и вкуса в культуре исчезают, – сетует главный дирижер Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского Владимир Федосеев. – Они подменяются рекламной шумихой, огромными щитами и афишами, телешоу и заметками в желтой прессе. Известность, популярность вызревают на этих эффектах, запутывая понятия хорошего и плохого, возможного и недопустимого. Исполнителю сложно. Но что для него важнее – путь к истине или сиюминутный успех, он должен решить для себя сам.
«Грэмми», конечно, не совсем сиюминутный успех. Статуэтку уже никто не отнимет, а ее обладатель останется в истории. Благодаря своей предсказуемости, выгодному положению на рынке, грамотным инвестициям. Ведь давно известно, что высокое искусство – это то, которое дороже.