Слышали церковный звон...
Выборы нового Патриарха Русской православной церкви смущают только светские умы
Поместный Собор, на котором состоятся выборы нового Патриарха, пройдет уже через месяц – 27–29 января. Но даже этого короткого времени, прошедшего после кончины Алексия II, оказалось достаточно, чтобы ввести «мир» в «искушение» различных предсказаний.
Кандидаты на вакантный пост еще не утверждены, однако пресса уже примеряет белый куколь (символ церковной власти) на различных кандидатов, в каждом стараясь найти какой-нибудь недостаток. Местоблюстителю Кириллу, например, пеняют на то, что в 90-е годы он занимался беспошлинной поставкой в страну сигарет, а управляющего делами Московской патриархии Климента укоряют в том, что он малоизвестен.
Впрочем, тот же Климент если и неизвестен, то лишь людям, весьма далеким от церкви. Именно он представлял РПЦ в Межправославной комиссии по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова, так что упрек не к нему. Да и «компромат» в адрес митрополита Кирилла тоже можно назвать весьма условным.
К примеру, хоть в церкви разговоры о бизнесе владыки Кирилла и не хотят официально комментировать, считая это занятие недостойным духовного сана, однако в приватных беседах только плечами пожимают:
– Ну было, так ведь торговые вопросы митрополиту поручил покойный Алексий, и Кирилл воспринял это бремя без энтузиазма, но с христианским смирением.
При этом миссия спасения РПЦ от нищеты не была монополией исключительно митрополита Кирилла. Другие иерархи по поручению Патриарха также были вынуждены заниматься финансовыми вопросами.
Например, еще 19 декабря 1995 года директор предприятия «Софрино» РПЦ обратился в правительственную Комиссию по вопросам международной гуманитарной и технической помощи с просьбой разрешить «ввоз алкогольной продукции из-за рубежа в рамках гуманитарной помощи на сумму двадцать миллионов долларов США без взимания таможенных платежей и с правом дальнейшей реализации на внутреннем рынке».
А спустя полгода с аналогичной просьбой в правительство обратились архиепископ (и будущий митрополит) Климент вместе с наместником Свято-Никольского Угрешского монастыря Вениамином и епископом Истринским Арсением. Они просили признать партию вина (12.000.000 бутылок), ликера (6.000.000 бутылок) и прочих горячительных напитков (еще 30.000.000 бутылок), «получаемых безвозмездно от греческой организации Кalkon Group, грузом гуманитарной помощи». 16 июля 1996 года правительственная комиссия решила обращение поддержать и «разрешить реализацию до 80% указанных грузов через хозяйственно-коммерческое подразделение Свято-Никольского Угрешского монастыря».
Но тут необходимо учитывать, что и Кирилл, и Климент, и прочие церковные иерархи занимались столь светскими вопросами не ради собственного удовольствия и тем более корыстных интересов, а исключительно для церковных нужд. Не только они, сам Патриарх в своих письмах и личных беседах просил чиновников оказывать содействие РПЦ в рамках реализации ее гуманитарных программ путем привлечения финансовых средств.
90-е были нелегкими не только для светских людей, но и для церкви, многие храмы которой после советского правления пребывали в запустении. Соборы и монастыри нуждались в восстановлении, а средств не хватало.
«Осуществление названных задач во многом стало возможным лишь благодаря поддержке, которую оказывает нам Президент и Вы лично, – писал в 1996 году премьеру Виктору Черномырдину сам Патриарх. – В частности, Московская патриархия получила возможность принимать в числе гуманитарной помощи, поступающей из-за рубежа, подакцизные товары. Это облегчило финансовое бремя, которое вынуждена нести наша Церковь… С учетом изложенного прошу Вас… сохранить за РПЦ возможность принимать подакцизные товары в порядке гуманитарной помощи в рамках установленной квоты. Отсутствие такой возможности ставит РПЦ в крайне тяжелое финансовое положение».
Лишь благодаря усилиям Патриарха по привлечению денежных средств церковь сумела не только пережить последствия перестройки и дефолт, но и выйти в сегодняшний день окрепшей. Если в 1986 году РПЦ насчитывала всего 7,5 тысяч приходов и 18 монастырей, то сегодня число приходов выросло до 30 тысяч, а монастырей превысило 800. Так что усилия, направленные на укрепление церкви, выдавать за недостатки того или иного кандидата на пост Патриарха могут лишь люди, весьма далекие от церковных проблем.
Если кто не знает, церковь в России отделена от государства не только организационно, но и идеологически. И светские страсти, включая черный пиар, не свойственны духу РПЦ. А потому ни различные спекуляции, ни поиски компромата, ни что-либо подобное на выборы нового Патриарха повлиять будут просто не в силах.