10 лет без колеи
Придорожная милиция упрямо рассказывает сказку о том, что высокие штрафы повышают дисциплину водителей и поэтому чем они выше, тем безопасности на дорогах больше. Факты это опровергают.
Не путайте со статистикой. Статистика, как ей и полагается, всегда подтверждает точку зрения заказчика. И пока власти смакуют официально объявленное снижение аварийности, в непредвзятой интернет-среде проходят опросы: «Изменились ли ваши расходы после введения изменений в ПДД?» 34% ответивших заявили, что штрафы не платят в принципе, вне зависимости от того, нарушают они или нет. Еще 33% грустно констатировали, что расходы на штрафы возросли. Еще у 24% расходы остались прежними. Итого: для 91% опрошенных поведенческая ситуация осталась прежней. И только у 9% расходы сократились. Что косвенно говорит о возросшей осторожности этих людей.
Три года тому назад, когда французы показали миру первый серийный автомобиль со встроенным ароматизатором «Ситроен С4», конкуренты задохнулись от зависти. Идея оказалась настолько вдохновенной, что автомобильный ароматизатор появился и на других моделях фирмы, предлагая водителям ехать, вдыхая хвойную свежесть леса, запах молодого бамбука и всякие цветочные прелести. И поэтому весьма интересно выглядит работа молодых ученых, изу-чавших ароматические предпочтения разных людей. Выяснилось, что ароматы цветов, трав лугов и лесов привычны и приятны селянам, в основном работающим в сельском хозяйстве. Дачники против природы тоже ничего не имеют, но зато от свежей хвои у них с непривычки болит голова и они готовы вообще обойтись без ароматов. А вот горожанам, родившимся в урбанистической среде и работающим в ней, привычней запахи бензина, асфальта и резины. То есть людям нравятся те запахи, среди которых они родились и выросли.
Московские дорожники пришли к выводу: шипованная резина съедает по 1 см покрытия в месяц, и чтобы накатать колею, достаточно потока в 10 тыс. автомобилей в час (на МКАД он составляет до 25 тыс. машин в час). Во всех же остальных странах дорожники подсчитали: если класть качественно асфальт, то никакие шипы ему не помешают 10 лет оставаться вообще без ущерба. Поэтому, например, в скандинавских странах проблемы колейности нет, а у нас есть.