Солдат Колчака поливали свиной кровью
9 октября в прокат выходит «Адмиралъ». Досрочными гарантиями его успеха стали уже сложившаяся троица – Хабенский, Безруков, Лиза Боярская, поддержка всемогущего «Первого канала» и серьезный бюджет почти в 20 миллионов долларов.
Героико-патриотическая драма, рассказ о чести и доблести русского офицера – определения, которые дают фильму про Колчака его создатели, звучат препафосно. Но не факт, что они сохранят свой вес после премьеры картины.
Поначалу исполнителями главных ролей были выбраны Александр Домогаров (Колчак) и Владислав Галкин (генерал Каппель). Но затем между звездами и продюсерами произошел ряд недоразумений, которые удобнее всего списывать на несовпадение графиков работы, и в команде «Адмирала» произошли замены. На Константина Хабенского и Сергея Безрукова соответственно.
Кочующая из фильма в фильм актерская троица у многих уже вызывает усмешку. Но фильм про Колчака начали снимать еще до «Иронии судьбы-2». Режиссер «Адмирала» Андрей Кравчук, известный по «Итальянцу», даже назвал ремейк рязановского хита «титрами» к своей картине.
Незначительная часть многомиллионного бюджета ушла на экранизацию любовной истории Колчака. Его жену Софью сыграла Анна Ковальчук, любовницу Анну Тимиреву – Лиза Боярская. Львиную же долю денег потратили на организацию батальных сцен.
Так, группе под руководством Кравчука пришлось с нуля воссоздать точную копию корабля Колчака. По реальным чертежам миноносца его спроектировали специалисты петербургского адмиралтейства, воплотили в жизнь – на севастопольском судостроительном заводе. Армию адмирала набрали из числа настоящих солдат-срочников. Главное требование режиссера заключалось в том, чтобы они были худыми (этого добра в армии полно), с бешеными глазами (в определенных обстоятельствах тоже не проблема) и по возможности рыжими.
– Очень сложно было снимать морские баталии, – признается Кравчук. – Мы не располагали специальным водоемом для этих целей, в отличие от создателей «Титаника». Поэтому работали прямо в открытом море на учебном крейсере.
Прошедшие кастинг «новобранцы» вживались в образы белогвардейцев и получали за свои труды питательное вознаграждение, пока не пришло время снимать сцену боя в лютый мороз (знаменитую психическую атаку Каппеля)… Уже после нескольких дублей зубами стучали все. Но глядя на то, как мучается отмороженными ногами Безруков (его герой умер от начавшейся после этого гангрены), роптать даже не пытались.
Не меньшее впечатление, чем корчащийся от боли Безруков, на солдат Колчака произвели боевые аксессуары – оторванные руки и ноги из латекса, бадья свиной крови, которой поливали участвовавшую в баталиях массовку, и искусственные мозги с кишками.
Как утверждают создатели фильма, за изобразительной стороной они не позабыли и о смысловой.
– Готовясь к работе, мы тщательно изучили архивные материалы, – говорит Кравчук. – Сейчас с уверенностью можно сказать, что половина нашей съемочной группы – специалисты по Колчаку.
– Когда я «расстреляла» адмирала в последней серии, даже сама плакала навзрыд, – говорит соавтор сценария Зоя Кудря. – Хотя я его долго «не чувствовала», он очень «застегнутый» человек… Меня потрясла одна неизвестная ранее страница истории. Когда Белая гвардия бежала от красных из Омска к Иркутску, союзники-чехи тоже торопились к границе. Они блокировали наши поезда, и 24 состава с женщинами, грудными детьми и стариками просто замерзли в тайге. Если бы у американцев была такая страница истории, они бы уже 18 фильмов сняли.
Наверстывая упущенное, наши не только сняли, но и спели. Саундтреки к фильму и телесериалу («Колчак» выйдет в двух версиях) написал Игорь Матвиенко. Исполнили же песни его подопечные – Виктория Дайнеко и группа «Любэ».
«Главное – любовь»
Константин Хабенский рассказал «Собеседнику» о своей работе над ролью Колчака.
– Колчак совсем не похож на вас. Вы гораздо моложе…
– Да. Моложе. Пока. Но тем не менее предложили, и это было дико любопытно. Мне намного интереснее играть человека, поставленного в чрезвычайные обстоятельства, чем героя, которому… скучно.
Вообще, когда меня спрашивают о возрасте, я немножко теряюсь. Не могу сразу ответить, сколько мне лет. Знаю, что за 30. И это без кокетства.
– Как вы готовились к роли?
– Знакомился с документами – письмами, воспоминаниями современников…
– А сейчас что читаете?
– У меня в сумке «Раковый корпус» Солженицына.
– В фильме революция показана глазами белых. Вы за них или за красных?
– В «Адмирале» важна не столько революция, сколько взаимоотношения двух людей, которые любят друг друга. Меня задевает именно эта сюжетная линия. И неважно, будет она показана с точки зрения белого офицера или красного – это просто любовь.
Самым сложным было передать характер, масштаб личности героя, а не быть в кадре «человеком, загримированным под Колчака». При этом происходящее на экране – язык, поведение – должно быть понятно современному зрителю.
– Вы сказали о языках. Колчак их много знал.
– Восемь.
– А вы сколько?
– Чуть больше одного. (Смеется.)
– Колчак взял на себя ответственность за страну. Вам самому когда-нибудь приходилось испытывать это чувство, пусть и не в подобных масштабах?
– Вы знаете, это счастье, когда понимаешь своего героя на 100 процентов. Я и близко не подходил к тем вопросам, которые решал Колчак, но свою долю ответственности на данный момент прекрасно осознаю. Это связано как с карьерой, так и с личной жизнью.