Как Кокойты оказался в шопе?
Ситуацию в Южной Осетии пока контролируют только российские миротворцы. Да и то условно.
Начало октября недопризнанная кавказская республика встретила военным положением. В Ахалгорском районе диверсанты пытались подорвать главу местной администрации. Почти одновременно с этим у штаба миротворцев взлетело на воздух заминированное авто. Спустя два дня подстрелили российского строителя… Взрывы и стрельба в Южной Осетии вновь стали нормой.
Цхинвал – в шоке, а президент Кокойты… в шопе. В буквальном смысле. Сразу после терактов «Собеседник» застукал его в сопровождении пяти облаченных в черные костюмы охранников гуляющим по торговому центру «Европейский» в центре Москвы. Особенно Эдуарда Джабеевича интересовали свежие блокбастеры на DVD, словно ему в республике не хватает боевиков. Хотя выстрелы с экрана, конечно, не так опасны…
Бесспорно, любой человек имеет право и на свободу передвижения, и на шоппинг. Однако в трудные моменты президент, как нам кажется, должен все-таки находиться на рабочем месте. Но Эдуард Кокойты последнее время предпочитает жить в российской, а не югоосетинской столице.
Некоторые осетины считают это отсутствием храбрости (вспоминая бегство Кокойты из-под грузинского огня в августе), однако для президента Южной Осетии главные бои сейчас идут не в Цхинвале, а в Москве. Именно здесь сейчас решается, кто будет фактически руководить республикой в ближайшие годы.
– Сразу после победы Кокойты под нажимом Москвы отправил свое прежнее правительство в отставку, – рассказали «Собеседнику» в Цхинвале. – Сейчас у нас даже нет премьера, его функции выполняет Борис Чочиев, человек президента, с которым они знакомы по партийной работе уже лет двадцать. Москву такая ситуация не устраивает. Она не хочет, чтобы миллиарды, направляемые в республику, и дальше продолжали исчезать. Сейчас решается вопрос, кто именно будет представлять Россию в Южной Осетии. Вот почему Кокойты – в Москве. Он пытается продавить на пост премьера своего человека – Чочиева.
Москва же, по данным «Собеседника», рассматривает другие кандидатуры. На одной из них настаивает Владикавказ – это руководитель управления Федеральной налоговой службы по Северной Осетии Асланбек Булацев. Но эта персона для Кокойты неинтересна.
– В Северной Осетии очень не любят Кокойты, – пояснил североосетинский политолог и правозащитник Руслан Макаев. – Неслучайно, когда родственники задержанных в Южной Осетии братьев Козаевых устроили пикет на главной площади Владикавказа, охрана Дома правительства их не только не прогнала, но даже вынесла им воду.
Другая вероятная кандидатура будущего фактического правителя Южной Осетии – секретарь Совбеза республики россиянин Анатолий Баранкевич, которого Кокойты тоже не очень долюбливает. В отличие от президента, Баранкевич не сбежал 8 августа из Цхинвала, а лично подбил два грузинских танка, за что на всех цхинвалских митингах генералу достается аплодисментов больше, чем честолюбивому Кокойты.
И Булацев, и Баранкевич сейчас официально находятся в отпуске. Но на ком бы из них Кремль ни остановил свой выбор, с авторитарной властью Эдуарда Кокойты в Южной Осетии будет покончено. Он и дальше может оставаться в шопе.