Код Эрнста
На «Первом» стартовал новый документальный цикл Льва Николаева «Код жизни». Семисерийный проект о генетике, идея которого принадлежит гендиректору канала Константину Эрнсту, снимали целых два года.
«Код жизни» – первое серьезное телеисследование генетики. Но рассказано оно не сухим языком науки, а вполне доступными пониманию средствами. Так, авторы цикла обещают показать, что происходит внутри человеческой клетки. «От этой задачи наш режиссер едва не сошел с ума», – замечает продюсер Александр Митрошенков. Ведущему предстоит рассказать, например, почему Сталин отказался оплодотворить комсомолок плазмой Ленина и превратить таким образом Советский Союз в страну гениев.
– Инициатива создания этого цикла принадлежит Константину Эрнсту, – продолжает Митрошенков. – Он сам по первой профессии генетик, а его отец Лев Константинович – выдающийся ученый, занимавшийся возрождением генной инженерии в России. Именно в его лаборатории появились первые трансгенные животные.
Все работавшие над «Кодом жизни» признаются: в генетике еще немало загадок и мифов, многие разработки в этой науке носят сегодня гриф секретности. Несмотря на это, Николаеву с коллегами удалось пробраться в самые закрытые лаборатории мира.
– Правда, снимать там почти ничего не дали – опять же по причине секретности, – уточняет сценарист цикла Эдуард Дубровский. – Зато наши лаборатории более открыты. Я был поражен, когда оказался в новосибирском институте генетики и увидел морковь, в которую введен ген человеческого белка. Такая морковка стимулирует укрепление иммунитета. Или мышь, которую доили – тоже благодаря введению особых генов. Все эти опыты пока проводятся на мышах – на обезьян денег нет.
– Наша генетика только догоняет Запад, – сетует Лев Николаев. – Зато за океаном, где есть целые города по исследованию генетики, работают 30 процентов российских специалистов.
О людях, посвятивших жизнь генетике, в частности об академике Вавилове, умершем в саратовской тюрьме, Николаев непременно поведает тоже.