«Кинотавр»: чем страннее, тем моднее
В минувшее воскресенье были подведены итоги XIX фестиваля «Кинотавр». Результаты сразили даже бывалых киношников
Всецело погрузиться в просмотр картин помогала не только творческая атмосфера, заданная кинорынком, но и капризная сочинская погода. Дождь, дождь и мало солнца, которое как по заказу появилось на закрытии фестиваля.
Этот «Кинотавр» был насыщен пробами кинопера. Из именитых режиссеров лишь трое – Прошкин («Живи и помни»), Учитель («Пленный»), Серебренников («Юрьев день»). Уж они-то точно могли побороться за главный приз. Но не получилось. Гран-при в 625 тысяч рублей был вручен новичку Бакуру Бакурадзе за фильм «Шультес». Продюсер Юлия Мишкинене полагала, что «Шультес» может претендовать на «Лучший дебют», но на главную награду уж никак не рассчитывала. Поэтому, видимо, режиссер не остался на финал фестиваля.
Вразрез с мнением профессионалов рассуждали простые зрители. Как только объявили победителя, послышались возгласы: «За что?»
Председатель жюри Павел Чухрай пояснил нам, «за что».
– «Шультес» – глубокий, очень профессионально сделанный фильм. Паузы, которые Бакур умеет заполнять, мне напоминают Тарковского. Ощущения сродни просмотру «Сталкера». Там я могу смотреть на затылок Кайдановского сколь угодно долго.
К сожалению, любоваться затылком непрофессионального актера Гелы Читава (в прошлом он был шофером и ветеринаром) захотели не все. Во время показа фильма зрители покидали кинотеатр, не дождавшись развязки, которая и объясняла многозначительные крупные планы и паузы Шультеса (Шультес – фамилия главного героя, вора-карманника, страдающего амнезией).
– Мне кажется, этот фильм некоторыми может быть воспринят как руководство к действию, – рассуждает писательница Виктория Токарева. – Уж больно натуралистично показано, как надо воровать. Я сначала скучала на фильме, а когда он первый раз украл, стала переживать за героя.
Лучшим дебютантом «Кинотавра» признали режиссера фильма «Нирвана» Игоря Волошина. За него приз получили артистки Ольга Сутулова и Мария Шалаева, которая на предыдущем «Кинотавре» признавалась лучшей актрисой.
Из четырнадцати картин конкурса лишь одна смотрелась легко и непринужденно – фильм Оксаны Бычковой «Плюс один». Главный герой – английский кукольник Том, приехавший в Москву в поиске актеров для своего театрального проекта. И в результате нашедший любовь в лице переводчицы Маши. Роль обаятельного заморского гостя исполнил актер Джетро Скиннер. Он покорил жюри и получил приз «Лучшая мужская роль».
Любая актриса мечтает о призе за лучшую женскую роль. А уж получить ее из рук мачо отечественного кино Владимира Машкова – особая удача. В этом году такое счастье выпало Ксении Раппопорт. Она феноменально сыграла оперную диву в предложенных Серебренниковым обстоятельствах.
Две награды – за лучшую музыку и за лучший сценарий – взял фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле». Режиссер – внук пионера советского кино Калатозова. Горько, что сценаристы Петр Луцик и Алексей Саморядов получили награду посмертно: слишком долго сильный сценарий «ходил по рукам» в поисках своего режиссера.
«Кинотавр» закрылся, но осталось странное послевкусие. Определяя тенденции развития отечественного кино по победителям, кинематографисты обрекают прокатчиков на пустые залы...