Чьи катки на асфальте?
Развитие дорожно-строительной отрасли Самарской области началось с проверок на дорогах.
Сказка станет былью?
В ближайшие 17 лет на строительство и ремонт дорог в Самарской области из бюджета планируется выделить более 130 млрд рублей. Цифра впечатляет: прежде о таком финансировании региональная дорожно-строительная отрасль могла только мечтать. Но и задачи, поставленные губернской властью перед дорожниками, иначе как грандиозными не назовешь. В рамках принятой целевой программы по развитию сети самарских автодорог до 2025 года фактически предстоит изменить облик региональной дорожной карты. Там, где сегодня автомобильные потоки задыхаются в пробках, уже завтра по новому плану движение транспорта должно пойти широким многополосным путем. Там, где нынче машины бьют подвески на ухабах, в ближайшее время планируется возвести гладкие бетонки. Однако для того, чтобы сказку сделать былью, еще предстоит большая работа, в том числе и над ошибками.
Долг платежом красен
Например, по сообщению интернет-портала Samru.ru, по итогам прошлого года областное правительство задолжало подрядным дорожно-строительным организациям более 380 миллионов рублей. В долг дорожникам пришлось работать и в начале нынешнего года. В то же время значительная часть средств территориального дорожного фонда осталась неосвоенной: по оценке директора самарского ООО «Дорожный строитель» Александра Федорова, «неосвоение бюджетных средств в последнее время – в порядке вещей». А по словам члена комитета Самарской губернской думы по строительству и транспорту Александра Ерисова, депутаты собирают данные «по тендерам и фирмам, их выигравшим, чтобы в конце года проанализировать, как прошло освоение бюджетных средств». Между тем с тендерами на подрядные дорожно-строительные работы также не все гладко. По заявлению нового министра транспорта и автодорог Самарской области Валерия Матвеева, конкурсы для подрядчиков планировалось закончить только в мае. И хотя министр пообещал успеть с освоением отраслевого бюджета, сделать это будет непросто: дорожникам уже давно полагалось бы работать, а на деле же до самого лета продолжалось распределение объемов.
Будет ли передел отрасли
Едва ли на пользу отрасли пошел и недавний скандал с выемками программного обеспечения и документации в офисах ОАО «Самараавтодор». Правоохранительные органы заподозрили эту подрядную организацию в использовании нелицензионных компьютерных программ. В то же время юридический представитель компании «Майкрософт» в ПФО Сергей Барчугин об аналогичных претензиях к «Самараавтодору» не заявлял. Кроме того, у областного дорожно-строительного министерства возникают и другие претензии к этой компании. Например, по качеству работ. Как подмечают эксперты, проблемы у ОАО «Самараавтодор» начались еще в прошлом году, когда новым владельцем дорожной организации стал президент холдинга «Техоборонпром» Алексей Леушкин. Впрочем, как подметил портал Samru.ru, избавляться от дорожно-строительного бизнеса решил и владелец ЗАО «Агродорстрой» Андрей Шокин. Такую тенденцию местные аналитики связывают с переделом дорожно-строительной отрасли губернии.
С этой отраслью Самарской области явно не везет. Еще не забыта история с проверками областного минтранса Счетной палатой РФ. Тогда выяснилось, что прежнее руководство отраслевого министерства облправительства во главе с Александром Латкиным допустило немало ошибок и даже злоупотреблений. Оказалось, например, что план по ремонту дорог выполнялся менее чем наполовину, а значительная доля выделяемых средств проходила через две дорожно-строительные фирмы, аффилированные самому бывшему министру.
Со сменой главы отраслевого министерства осенью прошлого года в Самарской области также начались свои перемены.
Посчитаем бордюры
Если еще в прошлом году в тендерах на подрядные работы лидировали ОАО «Самараавтодор», ЗАО «Агродорстрой», ОАО «Самарадорстрой», ООО «НПФ «ХХI век», то на нынешних конкурсах право на освоение большей части ресурсов получают уже другие структуры, среди которых присутствуют московские компании. Например, задачу расширения городских перекрестков в Самаре доверено выполнить столичной фирме «НПО Мост». По отзывам экспертов, в таком узкопрофессиональном деле эта компания – новичок, и первое, с чего они начали освоение бюджетных средств, – это установка новых бордюров. Однако же и новый министр дорожной отрасли Валерий Матвеев тоже прежде занимался совсем другой отраслью экономики: до назначения в губернское правительство он возглавлял инвестиционное направление в должности заместителя мэра Новороссийска. Конечно, есть множество примеров, когда новым назначенцам, откомандированным в непрофильную для себя сферу, удавалось быстро наладить дела и эффективно сменить подрядные команды. Нет времени на ошибки и у Валерия Матвеева. Однако удастся ли главному дорожнику Самарской области полностью выполнить планы, намеченные губернской властью, покажет время.