Плохо висит
На прошлой неделе из одесского музея похитили картину Караваджо «Поцелуй Иуды» стоимостью 100 млн долларов. Российские коллеги из областных музеев в панике: мало кто может поручиться за сохранность хранящихся у них ценностей.
Кража полотна «Взятие Христа под стражу» (второе название пропавшей картины) не выглядит такой уж неожиданностью. Странно другое: как при такой примитивной сигнализации (которую преступникам и не пришлось беспокоить – они просто выдавили стекло) и традиционно тугом на ухо охраннике шедевр не свистнули раньше.
К сожалению, перечисленными средствами защиты исчерпывается арсенал и большинства российских нестоличных музеев. Хотя поживиться там можно неплохо. Ростов, например, дрожит за картину Рубенса «Сусанна и старцы». В Смоленске хранятся настоящие раритеты – три книги Ивана Федорова. В Таганрогской картинной галерее – «Портрет мальчика» Репина и «Натюрморт с красным подносом» Кончаловского. Серпуховский музей гордится авторским вариантом знаменитого «Витязя на распутье» Васнецова. Тверская галерея располагает «Лесистым берегом» Левитана и «Сосной» Куинджи. В коллекции Омска – Айвазовский, Репин, Левитан, Шишкин, Поленов. Не в один миллион долларов оценивают и уникальный триптих Врубеля «Цветы».
Сохранность всех этих шедевров ставит под угрозу типичное провинциальное безденежье. Выделяемых из бюджета средств едва хватает на выплату зарплат, мизерный размер которых нередко толкает сотрудников галерей на соучастие (например наводку) в преступлении и подмену оригиналов копиями. Так стоит ли удивляться одесской краже?