08.07.2008

Караичевский молчун

Василий Чернышков с детства был не такой, как все. До пяти лет он вообще не разговаривал. Врачи разводили руками: здоров, а почему молчит? Кто ж его знает... Несколько лет назад он, уже взрослый человек, замолчал снова – теперь уже из принципа.


Вообще-то Василий Чернышков известен в наших краях как местный Левша. Он художник-оформитель, причем очень талантливый. Учился в Москве на факультете станковой живописи и графики, но отравился ядохимикатами, и врачи запретили Василию рисовать. Тогда он занялся резьбой по дереву. В его доме на хуторе Караичев все резное – стулья, кровать, сундук, стол, стены. Василий вырезает узоры даже на ружейных прикладах.
Казалось бы, хуторяне должны ценить такого мастера и уважать, но увы: не ладится у Чернышкова с односельчанами. Они считают его Иванушкой-дурачком – «глупой», говорят. Почему? Потому что живет Василий якобы неправильно. Не пьет, пока с женой жил – пальцем не тронул, украсть не в состоянии. Но хуже всего то, что мог бы Чернышков со своими талантами «бабло» лопатой грести, но не хочет и не гребет. В общем, чудак он, этот Вася. А к чудаку и отношение соответствующее.
В конце концов Василий Валентинович Чернышков на односельчан за такое отношение обиделся. Он развелся с женой, которая тоже не понимала супруга. Событие это, естественно, активно обсуждалось общественностью, что и стало, видимо, последней каплей. Осерчал принципиальный караичевский Левша и перестал с хуторянами разговаривать. А зачем говорить, если все равно ничего хорошего не скажешь? Молчал он два года.
– Я носил с собой карандаш и бумагу, – вспоминает Василий. – Заходил в магазин и писал, какой товар мне нужен. Если кто-то ко мне обращался, ответ на листе выводил. Народ сначала удивился, потом стал возмущаться и в конце концов привык, махнул рукой: мол, что с него взять – он же «глупой». Исключение я делал лишь для одной женщины, которая заказывала мне работу. С ней говорил. Но редко, она приезжала из райцентра раз в полгода.
Молчание словно открыло в душе Василия до сих пор запертые двери. Он снова начал рисовать, стал изучать религию, взялся соблюдать посты. И однажды, как раз после Великого поста, вдруг почувствовал, что больше ни на кого не обижается и снова может – а главное, хочет – говорить с односельчанами.
Теперь Чернышков считает, что человек не должен обращать внимания на шепотки за спиной. После смерти матери он живет один, но уверяет, что это ненадолго. Нет в доме хозяйки – будут другие жильцы. Придумал караичевский Левша поселить в нем героев русских сказок. Начнет с деревянных Бабы-яги и Хозяйки медной горы, следующими будут Иванушка-дурачок и Русалка.
А что на это скажут соседи, Василия Чернышкова больше не заботит.

Сергей Беликов. Ростовская область.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика