Проверки на дорогах: не спеши и не дыши!
Поправки в КоАП, начавшие действовать с 1 июля, как предполагается, должны многое изменить на российских дорогах. Видеокамеры, алкотестеры – новые достижения науки и техники призваны усилить безопасность и снизить коррупцию. Их работу наблюдала коррес-пондент «Собеседника».
Им сверху видно все?
Видеокамера в районе Сущевского вала отслеживает поток машин. Водители за ней тоже следят. Метров за 50 многие начинают притормаживать. Один ездок останавливается и злобно показывает средний палец в объектив.
– За это нас пока не штрафуют, – объясняет Владимир. – Так что пусть менты видят, раз такую слежку устроили.
К счастью, менты этого не увидят. Даже лицо водителя в объективе будет смазано.
– Были планы снимать и машину, и водителя целиком, как это делается, например, во Франции, – рассказал представитель управления ГИБДД Москвы. – Но потом у водителей возникли вопросы. Что, если ехал с любовницей, нарушил, а потом этот снимок с камеры увидит жена?
Так что камеры считывают только номер авто и то с заднего бампера. Потом передают снимок в единый центр ГИБДД. Компьютер по номеру ищет в базе данных информацию о хозяине авто, а специальный принтер автоматически заполняет и распечатывает протокол. Там уже будут указаны имя владельца, номер, помещено фото машины, место, вид нарушения и размер штрафа.
– Сколько они еще денег сдирать будут! – водитель такси остановился на Садовой-Каретной. – У гаишников расценки известны, а этот аппарат впаяет по максимуму.
На самом деле камеры запрограммированы на минимум. Если превышение скорости на 40–60 км/час карается штрафом от 1000 до 1500 рублей, то видеоглаз выберет наименьшую сумму. Кстати, камеры фиксируют скорость до 200 км/час. А вот превышение на 20 км/час вообще замечать не будут. Однако, как сказал глава ДОБДД МВД Виктор Кирьянов, только за первый день работы видеокамеры Москвы зафиксировали аж 2000 нарушений.
– Непонятно, как система ГИБДД сможет такой вал информации обработать, – говорит глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Бельмо на камеру
В идеале уведомление от «видеоинспектора» должно прийти нарушителю в течение 10 дней. Однако отсчет срока оплаты идет с момента, когда тот приходит с извещением на почту и уже там получает на руки протокол со снимком. С этого дня у него есть 30 дней на оплату квитанции, иначе штраф возрастет вдвое. Неплательщика также могут арестовать на 15 суток, а при большой сумме долга и вовсе лишить прав. Несмотря на это, владельцы дорогих авто лихо проносятся мимо камер. Хотя в ГИБДД уверяют, что видеоглаз не делает социальных различий.
– Нас заверили на самом высшем уровне, что водителей спецмашин будут также фиксировать и наказывать, – рассказывает Вячеслав Лысаков.
Пока видеопротоколов не успел получить никто. Хотя многие уже волнуются.
– Ведь по новым правилам протокол составляется не на того, кто вел машину, а на юридического хозяина. – водитель Артем Липатов с опаской смотрит на камеру. – Ладно, если я дал машину другу или брату – они-то штраф оплатят. Но у нас полстраны покупает машины по доверенностям.
В некоторых европейских странах за несколько лет до установки камер на дорогах просто запретили передачу машин по доверенности.
– У нас этого не учли – и это минус новой системы, – говорит Вячеслав Лысаков. – Думаю, продажа по доверенностям отомрет у нас постфактум. А сейчас большинство всё же знают, кто ездит на их бывших машинах, а если контакты совсем затерялись, ГАИ готова взять на себя поиск и на это время отсрочить уплату штрафа. Правда, это будет большая морока. Но все равно камеры – единственный способ борьбы с коррупцией.
А водители уже изобретают способы борьбы с камерами. Например, замазывают номера. Правда, простая грязь тут не поможет. Но в Европе давно выпускают специальные спреи и гели, которые делают номер на снимке просто белым пятном. И эту продукцию уже завезли в Россию.
– Друг купил на заправке специальное средство, – говорит Артем. – Проверим, если поможет, сами обзаведемся.
До конца года в крупных городах страны планируется установить несколько сот камер. Но обмануть инспектора можно, даже если он занял позицию сверху. Увы, обещанной безопасности на дорогах это не прибавит. Зато штрафы теперь хотя бы перекочуют из карманов живых инспекторов в бюджет государства.
На взятку – с прибором!
Сотрудников ГИБДД решили усилить еще и алкотестерами. С 1 июля инспекторы ДПС получили право на месте освидетельствовать водителей на алкоголь. Полномочия увеличились, а возможность брать взятки – наоборот. Потому что определять степень трезвости (новые допустимые нормы – от 0 до 0,3 промилле) будет высокоточный алкометр. Стоит он 42 тысячи рублей, для Москвы и области их закупили несколько сот. Правда, пока найти на дорогах инспектора с таким прибором крайне сложно.
– К нам в отделение они уже поступили, и мы пока на них сами тренируемся, – рассказал один из инспекторов ДПС. – Прибор точный – у всех одну цифру показывает. Бутылка пива, кстати, уже на грани нормы – 0,3. А стопка водки – 0,5. Так что за рулем все равно лучше не пить.
На юго-западе столицы в районе МКАДа прибор уже используется. Инспектор сосредоточенно тычет пальцем в клавиатуру. Вбивает фамилию тестируемого, номер машины, своего нагрудного знака и отдела ДПС. Владелец припаркованной иномарки дышит в одноразовый мундштук, на табло – 0,2 промилле.
– Это мы вчера с друзьями посидели немного, – объясняет водитель Сергей.
А из прибора уже ползет готовый протокол. В алкотестер встроен принтер, в котором есть система непрерывной подачи чернил, так что можно распечатать сразу три экземпляра.
– Да вы заранее вбили данные, что я пьяный! – возмущается водитель «Газели».
Но как заверяют инспекторы и дилеры аппаратов, махинации невозможны.
– Нельзя настроить прибор на завышение результата или подкорректировать данные в памяти, – говорит представитель поставщика новых алкометров Татьяна Киппер. – Искажать данные сам аппарат тоже не может. Этим грешат более дешевые приборы. Их, кстати, активно закупали инспекторы для личного пользования. Хотя с 1 июля любые средства, кроме штатных алкотестеров, запрещены.
Если инспектор просит подышать не в тот прибор, на него можно смело писать жалобу. Зато если правильный аппарат показал плохой результат – тут уже не откупишься.
– В конце смены мы сдаем приборы начальству, и там все видно – сколько было проб и сколько актов. Если аппарат показал большую дозу, мы не можем не составить акт, – говорит инспектор ДПС.
На деньги можно попасть в том случае, если алкотестер показал норму.
– Ведь инспектор может все равно отправить на медосвидетельствование, – говорит Вячеслав Лысаков. – Кстати, отказаться от него нельзя – за это лишают прав. А откупиться можно. Зато если вы все же доказали у медиков свою трезвость, по новым правилам инспектор ДПС просто обязан извиниться и лично доставить вас обратно, к брошенному автомобилю.