Что дозволено Рамзану, то запрещено Ивану
Президент Чечни на прошлой неделе еще раз показал, кто у него в доме хозяин. В своем интервью он прямо заявил, что российское законодательство не должно быть препятствием для тех, «у кого есть желание и возможность содержать несколько жен».
«У нас в Чечне женщин больше, чем мужчин. Но все они должны быть устроены в жизни. Многоженство разрешают наши обычаи, наша религия. С другой стороны, если молодая девушка или разведенная женщина гуляет, то ее брат убивает и ее, и того мужчину. У нас очень суровые обычаи. Лучше женщине быть второй или третьей женой, чем быть убитой. Так что уверен: сегодня нам необходимо многоженство. Закона нет такого, но я всем говорю: у кого есть желание и возможность, надо брать вторую жену», – уверенно вещает Рамзан Кадыров. Президента Чечни совершенно не интересует, возможно ли как-то примирить законодательство РФ и обычаи: «Я просто предлагаю людям так поступать. А что касается закона…»
Самое интересное, что Общественная палата (ОП) готова пойти на поводу у Кадырова, закрыть глаза на говорящее многоточие и провести специальные слушания «о разрешении многоженства в связи с соответствующей инициативой президента Чечни».
– Отрицать существование этой проблемы, особенно в мусульманских северокавказских республиках, нет смысла. Но в то же время очевидно, что российское законодательство, в частности Семейный кодекс РФ, не разрешает многоженство, – пояснил позицию ОП известный адвокат, член палаты Анатолий Кучерена. – Эта тема регулярно всплывает на страницах СМИ, в свое время был нашумевший указ главы Ингушетии Руслана Аушева, который позже был отменен на федеральном уровне. Делать вид, что такой проблемы не существует, неправильно.
Но Кучерена подчеркивает, что многоженство в России не является преступлением, так как, в отличие от старого Уголовного кодекса, новый не предусматривает наказания за сожительство с несколькими женщинами.
В таком случае, может, не стоит делать вид, что в той же Чечне не существует проблемы кровной мести? А заодно вспомнить и о том, что «обычаи» разрешают забивать камнями. Рассказывает же Кадыров об убийстве абстрактной гулящей девушки. Правда, тут несколько сложнее втиснуться в рамки УК даже в новой редакции. Но умудряется же как-то республиканская прокуратура отчитываться за такие обычаи по-кадыровски.
При такой позиции ОП единственным препятствием на пути кадыровских обычаев остается Госдума. Именно депутаты могут внести в Семейный кодекс норму, разрешающую определенным субъектам Федерации на своей территории вводить те или иные формы брака. На Охотном ряду такая идея не вызывает энтузиазма. Член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина призывает посмотреть на заявление Кадырова через политическую призму.
– Попытка разорвать юридическое пространство даже в таком вопросе – это уже посягательство на целостность РФ. При этом Кадыров никогда не заявлял, что республика сама способна себя обеспечить. Получается так: мы не отказываемся быть вместе с Россией, когда получаем деньги из федерального бюджета, а все остальное у нас особенное! – негодует Останина. – Чеченская Республика – субъект РФ, у нас должно быть единое не только территориальное, финансовое, но и правовое пространство. Пусть Рамзан уважает законы России.