26.10.2007

Дело «русских мафиози» в Америке

На этой неделе суд Лос-Анджелеса вынесет приговор двум нашим бывшим соотечественникам. Присяжные уже проголосовали за смертную казнь для членов «русской мафии». А 12 марта судья должен вынести окончательный вердикт.

На этой неделе суд Лос-Анджелеса вынесет приговор двум нашим бывшим соотечественникам. Присяжные уже  проголосовали за смертную казнь для членов «русской мафии». А 12 марта судья должен вынести окончательный вердикт. Подробности – в материале журналиста из Лос-Анджелеса Владимира Козловского, специально для «Собеседника».

Главный свидетель


В ноябре 2001 года житель штата Айдахо Армен Гюрджиянц обратился к совладельцам дорогого магазина аквариумов Designer Water World на Вентура-бульваре в Лос-Анджелесе – выходцам из бывшего СССР ленинградцу Юрию Михелю и литовцу Юриусу Кадамовасу. О продавцах оборудования для рыбок Армен знал, что их интересы не ограничиваются только этим легальным и вполне невинным бизнесом. Брату Армена грозил суровый приговор за продажу наркотиков, и Армен просил ни много ни мало – устранить главного свидетеля – полицейского. За «работу» Гюрджиянц пообещал заплатить 15 тысяч долларов.
Но друзья поступили по-своему – скрутили заказчика, заставили его признаться перед видеокамерой в намерении убить полисмена и продержали до тех пор, пока его родители не заплатили сумму покрупнее –  50 тысяч долларов.
После этого Гюрджиянца отпустили.  Всем остальным похищенным повезло меньше.
В конце 2001 года в Лос-Анджелесе начали пропадать эмигранты из СНГ. Первой сгинула 39-летняя Рита Пеклер – владелица преуспевающей бухгалтерской компании с годовым доходом  600 тысяч долларов.
5 декабря 2001 года в ее контору заявился Кадамовас, представился предпринимателем по имени Володя и сказал, что собирается приобрести недвижимость в Лос-Анджелесе. Под этим предлогом ее заманили в его новый дом в Шерман-Оукс, где Пеклер уже поджидали Михель и его сообщники Петро Крылов и Айнар Альтманис. Сама Пеклер была слишком мелкой сошкой для друзей. Ее захватили только для того, чтобы завлечь в ловушку главную дичь – миллионера Георгия Сафиева, который незадолго до этого перебрался из Москвы в Лос-Анджелес и открыл компанию Matador Media с намерением продюсировать фильмы, в частности ремейк «Человека-амфибии». Пеклер вела бухгалтерию его компании и была хорошо знакома с 38-летним Сафиевым. Похитители заставили свою жертву позвонить Сафиеву и назначить ему встречу. Но миллионер улетал в Москву и поэтому смог встретить живым еще один Новый год.
Пеклер до праздника не дожила – ее задушили, а труп сбросили с моста в водохранилище на севере Калифорнии. Накануне этим же калифорнийским рыбам скормили застройщика-американца, 58-летнего Меира Маскатела, за которого не удалось получить ни копейки выкупа.

Аквариум с трупами

Пока Сафиев был в отъезде, Михель и Кадамовас решили похитить молодого бизнесмена Александра Уманского, о котором им рассказывал ранее у него работавший Крылов. По словам Крылова, Уманский, которого привезли в США мальчишкой, заколачивал от 20 до 50 тысяч в месяц.
12 и 13 декабря 2001 года Крылов побывал у Уманского в офисе и залез к нему в компьютер, выяснив таким образом, что его фирма вот-вот должна получить 234 тысячи долларов.
Именно эту сумму запросили бандиты, похитив 36-летнего Уманского. Его заманил на «деловую встречу» Михель, представившийся потенциальным клиентом по имени Виктор. Несчастного привязали к стулу в той же комнате, где провела свои последние часы Пеклер.
Получив часть выкупа, 17 декабря похитители задушили своего пленника и сбросили с того же моста, привязав к телу блины для штанги.
Уже после того, как Уманский был похоронен в подводной могиле, Михель и Кадамовас слупили с его семьи еще 145 тысяч долларов.
Как покажет Альтманис на допросе, друзья поставили себе целью собрать 50 миллионов долларов и, по словам Кадамоваса, были готовы для этого доверху забить водохранилище трупами. Они планировали выискивать богатых россиян в Нью-Йорке, во Флориде и на лыжных курортах Колорадо. Но под боком был Сафиев, и сначала надо было добраться до него.
Это сделали, похитив его молодого помощника и партнера Ника  Харабадзе, который приехал в США в 1990 году с матерью – известной грузинской актрисой Русико Кикнадзе, бывшей женой актера Георгия (Гоги) Харабадзе, игравшего, в частности, в фильме «Листопад». 20 января 2002 года сообщница похитителей Наталья Соловьева заманила 29-летнего Ника в их магазин аквариумов, где его поджидали Михель, Кадамовас, Крылов и их подручный Алексеюс Марковскис.
Альтманис, Соловьева и Марковскис впоследствии согласятся сотрудничать со следствием –  за обещание прокуратуры не требовать для них смертной казни.
Когда Харабадзе пришел в магазин, его приковали наручниками к ножке стула и заверили, что ему нечего опасаться: им нужен не он, а Сафиев. Ник вызвонил своего партнера, и больше их живыми не видели, хотя похитители несколько раз давали им позвонить родным и сказать, что они спешно укатили в Лас-Вегас.
Сафиев еще позвонил в Лондон своему помощнику и сказал, чтобы тот перевел с его сингапурского счета в Майами 969 тысяч долларов. Тот перевел. Через несколько дней звонки прекратились.
Сафиева и Харабадзе завезли в лес, напоили и потом задушили, а нагруженные блинами от штанги трупы сбросили в Нью-Мелонес, откуда их извлекла в марте специальная мини-подлодка ФБР. Еще в декабре родные Уманского сообщили о произошедшем в ФБР, и следствие вскоре вышло на Михеля и Кадамоваса. Хотя и недостаточно быстро, чтобы спасти Сафиева и Харабадзе. Похитителей арестовали в феврале и нашли у них гору вещдоков, например сотовые телефоны жертв или наручники со следами их ДНК.
«Он очень умный», – говорил мне про Михеля его защитник Дейл Рубин. Умный-то умный, но улик оставил на себя вагон и маленькую тележку.

Миллион долларов  за свободу

Сев в тюрьму, Михель и Кадамовас  не собирались провести там остаток жизни и начали готовить побег. Они сидели в разных камерах, но переписывались. Кстати, Михель бы и убежал, если бы не досадная мелочь: заключенный в камере под ним пытался прочистить засорившийся туалет и обнаружил, что труба забита мелкими камешками. 7 марта 2003 года охрана обыскала камеру россиянина и нашла стеклорезы, мощные кусачки, клещи, гаечные ключи и полотна для ножовки, а за зеркалом – незаконченный лаз на лестницу для персонала тюрьмы. Инструменты для беглеца закупил брат сокамерника Михеля. Михель втащил их в окно веревкой, которой он также поднял и марихуану, и... видеокамеру, чтобы запечатлеть для истории свой дерзкий побег.
После первой неудачной попытки Михеля перевели в тюрьму с особо строгим режимом для «крестных отцов» мафии и главных террористов. Но и здесь Михель развил бурную деятельность. В январе 2004 года он положил в мусорное ведро письмо, которое должен был раскопать среди тюремных объедков его сообщник на воле – некий Джейсон. «Помоги мне увидеть дочурку, которая родилась после того, как меня посадили, и ты не будешь жалеть об этом всю оставшуюся жизнь», – писал Михель сообщнику. За содействие узник пообещал заплатить миллион долларов и приложил очередной тщательно разработанный план побега.
Михель рвался на свободу любой ценой. Чтобы узнать, как поставлена охрана санчасти, из которой он и планировал выбраться на волю, предприимчивый зэк даже перерезал себе вену на ноге и намеренно передозировался накопленными лекарствами.
Возможность убежать приговоренному к смерти Михелю может представиться еще не раз. В Калифорнии, где казнят парализующей сердце инъекцией, приговоренный к смерти в среднем ждет свидания с палачом более 17 лет. Все это время его смертный приговор обжалуется автоматически, хочет он того или нет.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика