Так когда же родился Христос?
На самом деле Иисус появился на свет не 25 декабря (католическое Рождество). И не 7 января (Рождество православное). Более того, случилось это не в первом году нашей эры (от Рождества Христова), а в пятом до нее…
Наука и церковь бессильны
При вопросе, когда именно родился Иисус Христос, люди набожные открещиваются:
– Какая разница? Это все от лукавого.
На самом деле лукавят скорее они. Сказано же в Евангелии от Матфея: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода». А ведь Ирод умер в 4 году до нашей эры, то есть за пять лет до формального Рождества. Кто же так просчитался? Ну, тут виновного долго искать не надо – просчитался скифский монах Дионисий Малый (Эгзегиус), когда в 525 году ввел нынешнее летосчисление от Рождества Христова на смену летосчислению от основания Рима. В своей арифметике монах промахнулся на пять лет из-за того, что император Август в начале своего правления (в течение пяти лет) царствовал как Октавиан, а затем уже как собственно Август. Эти годы Дионисий посчитал дважды.
Конкретную же дату – 25 декабря – утвердил в 337 году папа римский Юлий Первый, назначив ее на день зимнего солнцестояния и соединив таким образом христианский праздник с языческим. Собственно, духовная власть никогда и не отрицала, что дата эта установлена ею самой по праву Церкви Христовой, а не в результате исследований.
– Историческая наука здесь бессильна, – объяснила «Собеседнику» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Светлана Гасратян. – То, что дата рождения Христа неизвестна – это факт, и сказать что-то конкретное невозможно.
А там, где молчат ученые, говорят энтузиасты. Петербургский писатель Борис Романов еще в двадцатом веке назвал не только год Рождества, но и его приблизительный день.
5 год до н.э.
«Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» – так сказано в Евангелии от Матфея, но не сказано, что это была за звезда.
– В октябре 1604 года Иоганн Кеплер, наблюдая тройное сближение Юпитера, Сатурна и Марса, пришел к мысли, что нечто подобное могло быть и во времена Рождества Христова, – рассказал Романов. – С древнейших времен Юпитер называли «звездой королей», а Сатурн – «иудейской звездой». Их сближение могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя Иудейского, тем более что, по преданиям, такое сближение происходило за два года до рождения Моисея, почитаемого величайшим пророком.
Современные расчеты показывают, что такое астрономическое явление произошло в 7 году до нашей эры в знаке Рыб (рыба была тайным символом ранних христиан).
– Но еще до Кеплера другой великий астроном Иероним Кардан выдвинул предположение, что волхвы видели вспышку новой звезды. И действительно, около 30 лет назад в китайских, а затем в корейских хрониках были найдены записи, относящиеся к 5 году до нашей эры и свидетельствующие о вспышке новой звезды. Расчеты подтвердили, что весной того года ее яркое сияние могло наблюдаться в Персии (откуда пришли волхвы) низко над горизонтом, перед восходом, – всё по Евангелию от Матфея.
Получается, сближение Юпитера и Сатурна в 7 году до нашей эры стало знаком того, что через два года явится новый Спаситель. И именно спустя два года вспыхнула Новая (Вифлеемская) звезда. Этими космическими явлениями Романов и объясняет приказ царя Ирода «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже». В общем, звезды (и дата смерти Ирода, не прожившего и года после рождения Христа) указывают на то, что младенец Иисус родился в 5 году до нашей эры.
Около 21 сентября
Для определения более точной даты Рождества Борис Романов оттолкнулся уже от Евангелия от Луки: «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария… Когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев… В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария».
То есть «непорочное зачатие» произошло на шестой месяц после того, как «понесла» жена Захарии Елисавета.
Тут все просто. Захария – священник Авиевой чреды. Дело в том, что еще царь Давид установил очередность служения в храме, разделив год на 24 чреды, по две на месяц. Первый месяц нисан начинался в марте, а значит, Авиева чреда приходилась на июнь–июль.
– Как показывают подсчеты, благовещение Захарии приходится на 24 июня, – делает вывод Романов. – Примерно через полгода (21 декабря) Архангел благовестил Марии. Отсчитывая от этой даты девять месяцев, получим: Иисус Христос мог родиться около 21 сентября, что вполне вписывается в общую хронологию Евангелий. В 5 году до н.э. день это была суббота и последний день иудейского праздника Кущей. Получается, что Иисус Христос родился под зодиакальным знаком Девы, которая изображается с хлебными колосьями в руках. А Вифлеем, где родился Спаситель, и значит в переводе «Дом хлеба».
У Бориса Романова есть и другие доказательства, подтверждающие его версию зарождения христианства, но церкви они неинтересны. Так и продолжают католики отмечать Рождество 25 декабря, а православные – 7 января. Впрочем, это и не принципиально. Недаром еще в Ветхом Завете сказано: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения». Важно, чего человек добился в своей жизни, а не какого именно числа он появился на свет.