Блаженнейший из храмов
«Собеседник» продолжает путешествие по семи самым чудесным и примечательным (теперь еще и официально после всенародного голосования получившим статус таковых) местам России. Мы уже побывали с вами на Эльбрусе, полюбовались красотами Байкала.
А теперь наш маршрут лежит к рукотворному чуду в самом центре российской столицы.
Русский по духу, итальянский по форме?
«Начинается Земля, как известно, от Кремля…» Не станем оспаривать сию истину. Лишь заметим, что у стен самой большой в мире средневековой крепости (кстати, чем не повод занести Московский Кремль в реестр чудес России под номером восемь) расположен уникальный памятник архитектуры – собор Василия Блаженного. Столь же красивый, сколь и загадочный. Вот о красоте и загадках этого шедевра русского зодчества мы и поговорим…
Стоп! А вот и первая загадка. Нет, в том, что собор Покрова на Рву – а таково полное имя этого храма – шедевр, в этом никто не сомневается. А вот кто автор этого великолепия, был ли он один и был ли он уроженцем Московии – в этом историки пока расходятся. Широко распространена версия, что построенный в 1555–1560 годах в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством этот храм является детищем двух зодчих – Бармы и Постника. Творение это якобы так понравилось заказчику – Ивану Грозному, что жестокий самодержец велел ослепить архитекторов, дабы не дерзнули те построить нечто подобное в других городах. Версия совершенно не выдерживает критики, ибо известно, что Постник позже участвовал в строительстве Казанского кремля. Другая версия повествует о том, что архитектор был все-таки один и звали его Постник Яковлев из Пскова, а Барма – лишь прозвище талантливого мастера. Но есть еще и третья версия, согласно которой этот русский по духу собор строил итальянский архитектор. Отсюда и сочетание как русских, так и западноевропейских стилей зодчества эпохи Возрождения. В пользу этой версии говорит и то, что вообще весь архитектурный ансамбль Кремля и прилегающих к нему районов строили итальянцы. А Кремль – так вообще возведен в стиле венецианского Арсенала.
О девяти главах
Название свое девятиглавый собор на Красной площади получил от праздника Покрова, отмечаемого 1 октября. В этот день в 1552 году и начался победный штурм Казани. Каждая глава наречена в честь праздников, выпадавших на дни решающих битв в войне с ханством. Так, есть главы Троицы, святого Николая Чудотворца, Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святых Иоанна Милостивого, Григория, Варлаама Хутынского, Александра Свирского. Каждый из этих приделов украшен луковичной головкой. Восемь церквушек сгруппированы вокруг одной – главной, столпообразной, носящей имя Покрова Божьей Матери. Ее венчает шатер с маленькой главкой. Вы справедливо спросите, при чем же тут Василий Блаженный?
До возведения этого великолепного темно-красного собора на этом месте стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы. И погребен был в нем самый чтимый на Руси юродивый – тот самый Василий Блаженный. Легенда гласит, что он сам собирал деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо. Деньги лежали кучкой, но ни один вор не осмеливался покуситься на них. А перед смертью своей в августе 1552 года передал он эти деньги Ивану Грозному с просьбой построить на этом месте новый храм. Правда, народная молва сложила легенду, будто второе имя храму Иван Грозный дал в честь отца своего – Василия III, заметив: «Меня на Руси и без церквей запомнят. Так пусть и батюшку моего поминают чаще».
Долгое время собор Василия Блаженного оставался самым высоким строением в Первопрестольной. Он был виден из любой точки города. Лишь в конце XVI века 81-метровая колокольня Ивана Великого отобрала у храма пальму первенства.
Мог стать соседом Нотр-Дама
А ведь Москва могла лишиться этого чуда! Большой любитель всего прекрасного корсиканец Наполеон Бонапарт был так очарован собором, что в 1812 году в качестве военного трофея вознамерился ни много ни мало перевезти его в Париж. Затея, к счастью, не удалась – сами еле унесли ноги из Москвы.
Между прочим, другая легенда гласит, что, отчаявшись осуществить план переноса московских домов в Париж, император французов велел взорвать храм вместе с Кремлем. И лишь внезапный дождь загасил уже зажженные фитили пороховых бочек. Вообще желание иметь у себя подобное чудо охватывало многих видевших творение Постника Бармы. Неудивительно, что в 1907 году в Санкт-Петербурге появился храм Воскресения Христова (Спас на Крови), удивительно похожий на московский собор Покрова на Рву.
В советское время храм был спасен уже Сталиным, которому Лазарь Каганович предложил взорвать церковь, мешающую движению машин по Красной площади. Рассказывают, что Каганович даже принес вождю макет Красной площади со съемной моделью собора.
– Вот если бы его разом убрать, – предложил инициативный Каганович и с этими словами резко сорвал модель храма с макета площади. И вот тут Сталин попыхтел трубкой, подумал и медленно изрек:
– Лазарь, поставь на место.
Возможно, это легенда. А вот еще говорят, что архитектору Барановскому, которому все-таки приказали снести будущее чудо России, пришлось даже на колени встать перед кремлевскими бонзами, чтобы отговорить тех от плана уничтожения собора.
Сегодня храм Василия Блаженного, год назад не ставший де-юре чудом света, официально имеет статус чуда России. Но разве до этих голосований и выборов он был менее чудесен и менее прекрасен?