Матушка, ступор и неохота
Иной раз смотришь на своего ребенка – ну что ему мешает учиться, трудиться, помогать по дому, читать книжки? И приходишь к выводу: просто лень!
Присмотревшись к себе, замечаешь: лень – это не «просто лень». Это целая гамма разнообразных состояний и переживаний.
Самая приятная лень – это лень-матушка. Это когда субботний вечер, все дела переделаны, когда можно лежать под пледом с книжкой или в пятый раз смотреть «Пиратов Карибского моря». Когда можно весело, полнокровно, радостно лениться, потому что это заслуженный и праведный отдых. Это хорошая, творческая лень, когда голова сортирует и укладывает по местам текущие дела и мысли и лелеет слабенькие росточки новых. Лень-матушка – это толстое снежное одеяло, под которым прорастают зеленые стрелочки новых свершений.
Но бывает и лень-ступор. Такая лень уныло смотрит на список дел, на хаос вещей, на предстоящие неприятные разговоры. Лень-ступор боится и прячется. Садится за пасьянс «Косынка», лазит по Интернету, смотрит в окно, читает газету, слоняется по квартире и всей душой вопит: не хочу, не буду, не могу… Лень-ступор проникнута чувством вины.
Совсем другая – лень-неохота. Она жирная, наглая, неповоротливая. Она смотрит на предстоящие дела и говорит: не-а, пусть другие парятся. Лень-неохота равнодушна и бессовестна. Это лень-неохота подбрасывает вам лишнюю работу и грязные тарелки, раскладывает на вашем пути свои нестираные носки и тридцать раз отвечает «щас» на ваше «иди помоги мне».
Но бывает и лень-изнеможение. Она лежит, дышит и приговаривает: вот сейчас встану… встану сейчас и сделаю. Чуточку еще полежу и встану…
Ей, может быть, поможет лень-матушка. Укроет пледиком, отберет список дел, даст отлежаться.
А вот со ступором и неохотой – тут по старинке: встать и сделать. Зажмурь расширенные от страха глаза, чувство вины запри куда-нибудь в сортир, чтобы не мешало. Раз шажок, два шажок, молодец, так понемножку и сделаем что-нибудь… колоночку напишем… пол помоем… ужин сготовим…
А зато потом – теплые клетчатые объятия лени-матушки.