Ночь с Гришковцом
Вечером 10 апреля писатель Гришковец был в Москве, где в одноименном книжном магазине представлял свою новую книгу. Раздавал автографы прямо на «Асфальте» (так называется его новый роман). Народу было – не протолкнуться.
В том числе и благодаря нашему спецкору Марине Сурановой. В ее задачу входило не просто взять автограф, а ни много ни мало провести ночь с кумиром…
На автограф-сессию в книжном магазине «Москва» Женя прилетел из Киева. Встречу с читателями запланировал на 22.00, но уже за час до времени рандеву магазин был забит до отказа.
Собралась в основном молодежь. Свежеотпечатанный роман «Асфальт» исчезал с прилавков, как мираж. Вроде только что была целая стопочка серых томиков – и оп-па! – нету уже… Хрупкие продавцы едва успевали подтаскивать новые кирпичики «Асфальта».
А читатели покорно выстраивались в долгую очередь за автографом. К книгам еще и диски прилагались в подарок. Видеоряд к композиции «Настроение улучшилось-2» с альбома «Петь».
– Боже! Как же он нам всем все это подписывать-то будет? А если не успеет? – суетились девчонки, занимая место в конце длиннющего хвоста очереди. Широко шагая (и так же улыбаясь), появился наконец Гришковец.
– Ого, – отреагировал он на девчонок в хвосте, – народу-то! – И без ложной скромности добавил: – Такое ощущение, что пробки сегодня в Москве потому, что все едут сюда!
– Не волнуйтесь, я всем без исключения подпишу книжки, – это он сказал уже в микрофон. – Только буду ставить скромный автограф, ладно? Без посвящений. Вот у меня есть книга Фазиля Искандера, он когда-то просто оставил мне на первой странице томика свою закорючку, так вот книга эта много лет стоит на полке, а Искандер мне, как родственник!
Тут же нашелся «родственник» самого Гришковца:
– Спасибо вам за «Рубашку», – крикнул человек из очереди, имея в виду автобиографический роман писателя. – Там про меня все написано!
Ну, читая Гришковца, многим кажется, что там «про меня». В этом кайф его текстов и состоит.
…А писатель и драматург тем временем засучил рукава и принялся за, может, и приятную, но невероятно монотонную работу. Автограф-улыбка, автограф-улыбка, автограф-улыбка, автограф-улыбка, автограф-улыбка и так далее…
– Он вот так же в магазине «Республика» книги подписывал, – рассказал мне друг писателя Игорь. – Только после 200-го автографа сделал паузу, водички попил. А здесь, я думаю, до часу ночи задержится. Кстати, в Интернете он выбрал лучший вопрос по новой книге (мы объявляли конкурс). Хотите скажу, какой? Светлана Антуфьева из Архангельска спросила, почему герой «Асфальта» тоже из Архангельска. Еще спросила, бывал ли Евгений там – на родине Михаила Ломоносова и Иоанна Кронштадтского.
Женя в ответ сказал, что вопрос ему понравился. Потому что вопрос этот из Архангельска, а не из Москвы… А выбрал он этот город потому, что там, как и в его родном Кемерово, зимой холодно.
– Если здесь есть кто-то из «ЖЖ», кто заходит ко мне на страничку, скажите, как вас зовут в Сети. Мне будет приятно лично с вами познакомиться. – Гришковец будто угадал, что мы с Игорем как раз про Интернет и толкуем.
И продолжил. Автограф-улыбка, автограф-улыбка, автограф-улыбка, автограф-улыбка, автограф-улыбка и так далее… Через полтора часа все это уже больше походило на пытку славой.
…Последнюю книжку Женя подписал, как и прогнозировал Игорь, в час ночи. Такого внимания молодежной аудитории не удостоились в Москве за последнее время ни легендарный Уэльбек, ни скандальный Бегбедер. И это приятно. Пока в России по-прежнему наши рулят!