Химией – по гололеду... и кузову

Чем только не пытались бороться с гололедом наши дорожники – песком, технической солью, твердыми и жидкими реагентами, но вещество, которое устроило бы всех, так и не найдено. Пока продолжаются поиски панацеи, стоит подготовиться к тем напастям, к которым могут привести используемые сегодня химикаты.

В поисках формулы

От песка, а точнее, от смеси песка и технической соли отказались в середине 90-х годов. Главным образом из-за того, что забивались водостоки, а к весне тротуары и газоны оказывались засыпанными высохшей смесью. Решено было посыпать дороги технической солью. Снег и лед она растапливала очень хорошо, не замерзала вплоть до 16 градусов мороза, и ее свойства оставались постоянными независимо от перепадов температуры. Однако из-за соли страдали шины, кузова автомобилей и даже контактная сеть троллейбусов и трамваев, не говоря уже об обуви пешеходов и автовладельцев. Хотя есть мнение, что репутацию соли испортили дорожники, которые высыпали зараз четырехкратную норму!

Первые реагенты, которые заменили техническую соль, растапливали снег легко и быстро. Но вот при температуре, близкой к 0 градусов, на дороге образовывалась масляная пленка, которая была немногим лучше гололеда. Попытки создать универсальный реагент, который устроил бы всех, продолжаются и по сей день, но пока до идеала еще далеко. Поэтому в зависимости от погодных условий на дороге будет тот реагент, который лучше всего подходит в текущей ситуации. Например, московские дороги в этом году обрабатываются в основном двумя типами противогололедных средств – на хлоридной основе (хлориды натрия, кальция и их смеси) и на ацетатной основе (ацетаты калия, аммония, натрия, кальций/магниевого ацетата).


Чем грозят реагенты машине?

Ацетаты и хлориды вызывают коррозию металла, разрушая защитную оксидную пленку. Стоит внимательно следить за появлением сколов и царапин на лакокрасочном покрытии автомобиля – в трещинки могут попасть активные вещества реагентов, что с большой долей вероятности приведет к коррозии.

С вашей обуви дорожные реагенты попадают внутрь автомобиля. Сильнее всего от постоянного воздействия с ними могут пострадать изделия из натуральных материалов (дерево, кожа), синтетика меньше подвержена этому. Так что зимой автомобиль нужно мыть регулярно, несмотря на кажущуюся бессмысленность этого мероприятия (пять минут после мойки – и машина снова грязная): воздействие противогололедных средств не будет постоянным, а значит, и у коррозии шансов будет немного. Кстати, в том, что дороги покрыты жирной липкой грязью, виноваты не только реагенты, но и продукты «жизнедеятельности» автомобиля – мазут, отработанное масло и пр.


Зимой всегда гололед

Противогололедные средства влияют на сцепление с дорогой, поэтому нужно быть предельно внимательным не только при езде по снежной каше или льду, но и когда при минусовой температуре вы видите перед собой чистую влажную дорогу. Вязкость реагентов зависит от температуры – чем холоднее, тем выше вязкость, а значит, хуже сцепление с дорогой. Это увеличивает тормозной путь и может привести к заносам. Кроме этого, на сцепление с дорогой, обработанной реагентами, влияет гладкость асфальта: чем более шершавый асфальт – тем лучше сцепление. Так что независимо от состояния дороги ездить зимой нужно, как в гололед, – осторожность точно не помешает.


О дорогах с подогревом можно только мечтать

Эколог Светлана Савина, руководитель проекта «Экологически чистые территории» Международного экологического фонда, считает, что на данный момент альтернативы химическим средствам нет.

– Безусловно, у разных реагентов есть свои минусы – либо влияние на окружающую среду, либо на обувь и авто, либо на здоровье человека. Но ни песок, ни гравий, ни гранитная крошка не могут дать того же, что и химические средства – быстрое разрушение льда, малые затраты на реагент, обеспечение сцепления с дорогой, низкая степень замерзания и пр. Реагент выбирается по соотношению вредность – безопасность движения. Есть специальные инструкции, в которых прописаны правила и показания к применению противогололедных средств и их объему. Соблюдение этих условий немного снижает уровень опасности реагентов. А вот дорога с подогревом решила бы проблему, но при наших морозах это экономически немыслимо.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика