За золотым тельцом

Множество людей занялись поиском сокровищ, сокрытых в земле, под водой, в развалинах зданий. Судить об этом можно хотя бы по тому, что лишь в одной Москве ежемесячно продается несколько тысяч (!) металлоискателей.

Эти приборы разрешены у нас к продаже с 1991 года и используются всевозможными черными и не черными копателями для поиска сокрытого от глаз. Что стоит за этим бумом, мы попросили рассказать Владимира Порываева, бывшего капитана ФАПСИ и создателя «Кладоискательской конторы», оказывающей «рыцарям удачи» полный комплекс услуг…

Откуда «дровишки»?

– Вы даже не догадываетесь, сколько в земле лежит! – уверяет Владимир. – Представьте себе деревеньку в 10 домов, и в каждом живут 3 человека. Так вот каждый из них ежегодно что-нибудь да терял. Т.е. в год 30 предметов. А сколько посеяно за сто лет, что существовала деревня? А если это город?! Так что, просто выйдя в поле, найти можно много. Первое место среди находок занимают монеты, потом идут нательные кресты, пуговицы, кольца и т.д. Из находок 20% процентов золото, 30 – серебро, 50 – бижутерия.
Люди не только теряли, но и прятали. Первые банки появились только в XIX веке, а до этого банк был один – «земельный». Закопал мужик заначку в крынке в хлеву, и лежит она, пока не понадобится. Кроме того, наша история насыщена конфликтами: семьи бежали, а деньги, опасаясь воров, закапывали. Возвращались за ними уже не все. И так длилось тысячу лет!
Волну кладов дали нашествие Наполеона, революции, окончание нэпа, Великая Отечественная война. Из последних массовых заначек – немецкие трофеи, что солдаты привезли домой с войны: посуда, оружие. Тогда же вышел запрет пропаганды нацистской символики, пользоваться вещами стало нельзя, а выбросить жалко, и по старой традиции их спрятали.

Чтоб вас здесь не копало!


– Чаще кладоискатели специализируются на чем-то одном: на военной археологии; на пляжном золоте (от холодной воды сужаются сосуды, пальцы становятся тоньше, кольца слетают); на метеоритах или золотых самородках; на подводных кладах; много потерь под санными путями на Ладожском озере (но эти поиски дорого стоят и мало кто их ведет).
Клановости и раздела территорий между копателями сейчас нет. Раньше делили, могли минометную мину положить под старое кострище и прикопать. Конкурентам, что следом пришли в лес, легче разбить лагерь на обжитом месте… Потом это называли «эхом войны», случайным взрывом. Но сейчас слишком много народу ходит, послать можно, да и всё. Уже ничего не изменить. Нельзя соваться только… в канализацию. Поиски там ведут человек пять, богатейшие люди в стране! Подземные каналы – золотое дно, и оно поделено. Если туда полезешь, там и останешься, – предупреждает Порываев.

«На  игле» металлоискателя

– Среди нас нет академиков или хирургов высшего уровня: тех, кто все отдал за карьеру. А так все классы представлены. Тот, кто один раз что-то нашел, уже с поиска не соскочит.
Больше всего кладов берут профессионалы; они живут только этим. Чтоб стать профи, надо много работать, и лишь тогда в голове появляется система, начинаешь понимать, где копать, как люди прячут. У профи есть внедорожник, несколько металлоискателей, он живет в полях по неделе. Зимой занимается реставрацией и реализацией находок, изучает карты и учебники истории.
Еще есть любители – те, кто насмотрелся кино. Они едут в лес по грибы, но в багажнике возят металлоискатель. За горло их это не держит. Еще есть те, кого я считаю сумасшедшими, они ищут крупные или легендарные клады – обоз Наполеона, золото Кубанской рады.

Ищите и обрящете

– Начать сложно. Ну, купил ты металлоискатель, лопату, карту (всё обойдется примерно в 10 тыс. руб.), вышел в поле… Прибор пищит. Вырыл ямку – нашел гвоздь. Опять писк, копай и получи… крышку от пива. И так минимум месяц, но и это лишь первые шаги. Способность находить приходит с многолетним опытом.
Меня часто вызывают разыскать то, что заныкали бабки и дедки. Они прячут так, что без специалиста не найдешь! Так, одна бабуля поругалась с родней, спрятала деньги за проданную дачу да померла. Родные ее квартиру обыскали с лупой, даже мебель вынесли, чтоб не мешала. Нет денег! Я пришел, облазил всё – нету! Спросил, где мебель. А она уже на помойке, лишь кое-что в гараже. Пошли туда, смотрю: у телика болты чуть отходят – значит, крышку снимали. Открутили ее, под ней в мешочках  купюры.
Всегда стоит начать поиск, если в семье есть легенда о том, что прадед закопал в огороде золотые червонцы. Эти истории часто правдивы.… А вот народные приметы не работают, насчет папоротника, цветущего на Ивана Купалу, или еще чего – ерунда все.

Проклятое золото

 – Поисковики часто верующими становятся. Ведь то бойцы погибшие из леса выходят, то столб света над братской могилой возникнет… Я однажды лазил в бараке, а вокруг все крутился старый неопрятный мужик в галифе, брошенные вещи рассматривал и гнусности про их хозяев нес, а потом мне говорит: «Ты, Володь, не там ищешь. Глянь за печкой, там клинок трофейный…» Пошел я, и правда – есть клинок.… И все-таки он меня достал, а еще глаза его не могу никак увидеть, они в тени. Ушел я оттуда. А во дворе снуют бывшие жильцы: рамы, раздвижные межкомнатные двери снимают. Спросил у них, что за бомж в доме живет, они отвечают: нет там никого! Я его описал, а мне говорят: это последний жилец барака, только повесился он…  
Бывает, что находки людей меняют неожиданно. Вот недавно ездили копать втроем, договорились найденное поделить поровну. Приехали, нашли, похвалились и стали собираться. Как вдруг один из нас стал метаться, заглядывать нам в глаза: «А вы ничего не нашли?! Отдайте, это мое!» Потом выяснилось, что нашел золотую монету и решил скрысятничать. Засунул в карман и потерял. А нас обвинил, что украли. Человек с двумя высшими образованиями, кандидат наук. Надо было видеть, как он изменился…

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика