«Все умрут» – Германика победила
Кинокритики составили список лучших российских фильмов этого года
В начале декабря журналисты британских газет Times и Sunday Times составили список 100 лучших фильмов мира 2008 года.
Его возглавил «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, за которым следуют итальянская «Гоморра» – о злодеяниях современной неаполитанской мафии и «Человек на проволоке» – документальная лента о французском художнике Филиппе Пети, который в 1974 году прогулялся по проволоке, натянутой между башнями-близнецами в Нью-Йорке. Ни один российский фильм в список не попал. Былой интерес к экзотике угас, да и конкуренция большая. «Собеседник» решил восстановить справедливость. Мы обратились к нескольким авторитетным кинокритикам с вопросом о самых, на их взгляд, ярких событиях в российском кинематографе 2008 года.
Андрей Плахов
(«Коммерсант»):
– Я бы выделил шесть работ: «Пленный» Алексея Учителя, «Шультес» Бакура Бакурадзе, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Морфий» Алексея Балабанова, «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего. В обстановке надвинувшегося кризиса это последний год, когда мы имеем такую богатую палитру. Ожидается несомненный перерыв. Хотелось бы надеяться – временный. Я перечислил преимущественно авторские фильмы и сделал это сознательно. Коммерческое кинопроизводство в нашей стране смогло в этом году позволить себе такие картины. Сильный авторский состав говорит о развитой индустрии и вселяет надежду.
Юлия Идлис
(«Русский репортер»):
– «Все умрут, а я останусь» – фильм удивительный со всех сторон. Это такая редкость, когда российский режиссер много понимает о жизни, а тут Валерия Гай Германика еще и очень молода. Картина, несмотря на камерность, универсальна. Каждый, кто учился в школе, взрослел и сталкивался с жизнью, переживал нечто подобное.
Думаю, важным фильмом будет «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. Это очень бережная экранизация Стругацких. К тому же у нас слишком мало снимают кино о других мирах, а это – мощная заявка. Еще упомяну «Однажды в провинции» Кати Шагаловой. Фильм многие ругают, но если увидеть в этом стёб по поводу столичных представлений о жизни провинции, то это отличное кино.
Антон Долин
(«Кино.fm», «Ведомости»):
– Самые интересные российские фильмы были представлены на международных фестивалях. Все началось в Берлине с «Нирваны» и «Русалки» – работ спорных, но любопытных. Затем – три картины в Каннах. «Все умрут, а я останусь» – это вообще дебют года в российском кино. «Шультес» получил главный приз «Кинотавра», а «Тюльпан» Сергея Дворцевого до сих пор собирает призы по всему миру, хотя в российский прокат пока не вышел. В Венеции были «Бумажный солдат» и «Дикое поле». Получается, что отбор фильма на международный фестиваль – это и есть критерий оценки. А фильмы, которые так и остаются внутри российского контекста, как, например, «Морфий», имеют достоинства, но они уравновешиваются явными недостатками. Из предстоящих премьер я бы выделил «Кислород» Ивана Вырыпаева. У этой картины большой потенциал.