Кто победил в газовой войне?
Народ по обе стороны российско-украинской границы теряется: кто выиграл очередной газовый этап, кто кого уложил на лопатки? А главное – никто не может понять, сколько реально будет стоить российский газ для украинских потребителей. «Собеседник» с помощью экспертов подсчитал трофеи и потери обеих сторон конфликта.
Плюсы
Как бы ни пыталась Тимошенко укрепить свои политические позиции в глазах избирателей, ее слова о дешевом газе (228,8$ за куб) – пшик. На сегодняшний день эксперты дружно отдают экономическую победу по очкам России.
Контракт подписан на 11 лет. Базовая цена газа для Украины на все 11 лет – 450$ за куб. Она будет снижаться или повышаться раз в квартал по формуле, где главная составляющая – изменение цен на мазут и дизтопливо за предыдущие 9 месяцев. На этот год к формуле будет применяться скидка в 20%, и цена I квартала – 360$ за куб.
Кроме того, депутат Рады Бойко назвал беспрецедентным тот факт, что в контракте предусмотрен пункт о предоплате за газ, если Украина не рассчитается за него до 7 числа какого-либо месяца. По словам Бойко, таких условий нет ни в одной стране ЕС: «Я думаю, все фигуранты этого процесса, этого подписания будут иметь долгие переговоры, долгий разговор с правоохранительными органами, потому что иначе, как предательством национальных интересов, подобные контракты назвать нельзя».
Путин смело может отнести к трофеям сохранение цены на транзит нашего газа в Европу.
Ставка на транзит остается прежней – 1,7$ за куб. Это имиджевая потеря для Украины – с точки зрения тактики «тотальной войны». По мнению экспертов, убытки Украины в связи с низкой ставкой транзита ежегодно составляют 3,5 млрд $.
Несмотря на видимое поражение Украины, лично Юлия Тимошенко в выигрыше. Кремль сделал на нее ставку.
«Как кандидат в президенты Тимошенко в этом газовом соглашении выиграла – выиграла кастинг на лояльность, поддержку со стороны кремлевского руководства и выиграла как партнер, топ-менеджер по газовой политике для Владимира Путина», – уверен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Минусы
Газпром подсчитывает убытки от двухнедельной блокады.
В компании говорят о прямых потерях – порядка миллиарда долларов. В придачу к этому сразу несколько европейских стран готовят судебные иски к Газпрому за срыв поставок. Подсчитывать имиджевые потери рано, но громко объявлять, что мы – надежные поставщики, российские политики пока остерегаются.
Здорово подорвали личный имидж оба президента. «Малой кровью» отделался Медведев – Запад окончательно понял, кто в стране главный.
«Один человек находится у власти, и это не Медведев. Мы часто видим, как президент пожимает руки иностранным лидерам, обменивается с ними подарками и подписывает соглашения… Но отвечает на вопросы, выступает с речами и представляет политические инициативы Владимир Путин», – пишет британская The Guardian. «В то время как переговоры по урегулированию газовых разногласий с Украиной вел Путин, его босс Медведев давал виртуальные советы по катанию на лыжах в своем блоге», – констатирует автор статьи. Это же подтверждает отечественная «Медиалогия»: по количеству упоминаний в прессе в период с 10 по 20 января российский премьер сильно опережает президента РФ.
Гораздо больше потерял от газовой шумихи Ющенко – его политическое будущее под большим вопросом.
«Он надеялся в деньгах, полученных от газовой аферы, получить подпитку своей президентской кампании. Не вышло. После введения Энергетической хартии пополнение черного бюджета стало невозможным, и теперь у Ющенко нет ни малейшего шанса остаться у власти», – уверен председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.
Вместе с Ющенко в аутсайдерах оказались ранее обласканный Кремлем Янукович и внезапно прославившийся Фирташ (РосУкрЭнерго).
Дмитрия Фирташа давно называют одним из финансовых столпов регионалов и Януковича. К тому же в Киеве давно говорят о том, что от «небольшого гешефта» РосУкрЭнерго получал деньги на предвыборную кампанию и Ющенко. После того как Путин и Тимошенко договорились обходиться без посредников, исключив РосУкрЭнерго из газовой схемы, избирательная перспектива всех трех украинских политиков оказалась под большим вопросом.