Французский язык до космоса доведет

Этот снимок был сделан фотографом ТАСС Валентином Кузьминым 24 июня 1982 года на Байконуре. Именно в этот день на корабле «Союз Т-6» стартовал в космос советско-французский экипаж.

В день старта в МИКе (монтажно-испытательном корпусе) космодрома в специально оборудованной стерильной комнате космонавты сменили «земную» одежду на «космическую» и вышли на небольшую площадку перед корпусом доложить о готовности экипажа к полету.
Их встречали председатель Государственной комиссии (фотографировать которого по цензурным соображениям запрещалось вплоть до августа 1987 года), члены французской правительственной делегации, прибывшей на космодром проводить экипаж, советские и французские ученые и специалисты, космонавты-дублеры и журналисты.
Советские космонавты держались строже француза, буквально светившегося от счастья. Жан-Лу даже показал собравшимся язык. Он был первым космонавтом своей родины – можно сказать, французским Гагариным, и этот язык вошел в историю французской космонавтики, как гагаринская улыбка или его знаменитое «Поехали!»
 В 20 часов 29 минут по московскому времени ракета с советско-французским экипажем устремилась в вечернее небо Байконура. На четвертом витке полета Жан-Лу Кретьен пролетел над своим родным городом Ла-Рошель.
Это был не последний полет Жана-Лу в космос. Спустя шесть лет, в 1988 году, он совершил полет на советском «Союз ТМ-7», а в 1997 году – на американском челноке Atlantis.
Свою первую попытку попасть в отряд космонавтов Жан-Лу Кретьен предпринял еще в 1977 году, но тогда он прошел только сито предварительного отбора и не попал в основную команду. Второй шанс ему представился в 1979 году в рамках подготовки к советско-французскому полету. Кретьен вместе с еще тремя французскими кандидатами направился в мае 1980 года в Москву.
В сентябре того же года он вместе с Патриком Бодри приступил к тренировкам, а в 1981 году был назначен в основной экипаж корабля «Союз Т-6» в качестве космонавта-исследователя.
Полет проходил с 24 июня по 2 июля 1982 года. Была произведена стыковка корабля со станцией «Салют-7», на борту которой в тот момент уже работали советские космонавты Березовой и Лебедев. Жан-Лу Кретьен провел порученные ему эксперименты по изучению кровообращения в космосе и влиянию невесомости на клетки. В первое свое космическое путешествие Кретьен провел на земной орбите без малого восемь суток.
Второй свой полет с советскими космонавтами Жан-Лу осуществил с 26 ноября по 21 декабря 1988 года. На этот раз его коллегами по старту были наши космонавты Волков и Крикалев, а на станции «Мир» их тепло принял экипаж основной экспедиции (Титов, Манаров, Поляков).
Именно тогда Кретьен вместе с Волковым вышли в открытый космос и установили французскую экспериментальную развертываемую конструкцию ERA и панель с образцами материалов. Таким образом, французы стали третьими после советских и американских исследователей Вселенной, работавшими в открытом космосе.
Длительность второго полета Жана-Лу была втрое продолжительнее первого и составила уже почти 25 суток.
В начале 90-х Кретьен проходил обучение по программе «Энергия-Буран», но в третий свой полет отправился в 1997 году на американском челноке Atlantis. Позже он даже получил американское гражданство и вступил в отряд астронавтов NASA.
За свои полеты Жан-Лу получил от советского правительства Золотую звезду Героя Советского Союза, ордена Ленина и Трудового Красного знамени, а также был удостоен звания почетного гражданина города Аркалык.
Первый французский космонавт был дважды женат и по нашим меркам может считаться «отцом-героем» (вряд ли у кого-то из наших космонавтов было пятеро детей!)

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика