«Апостол» на крови Миронова
7 апреля на «Первом» стартовал многосерийный проект «Апостол», в главных ролях – Евгений Миронов и Николай Фоменко. Накануне премьеры «Собеседник» поучаствовал в разговоре за круглым столом с создателями ленты.
Прежде всего Евгений Миронов поспешил заявить, что роль в «Апостоле», центральная тема которого – борьба разведок абвера и НКВД в 1942 году, стала для него настоящим подарком. Вообще-то актер, обладающий чувством меры, зарекся участвовать в телефильмах после «Идиота» и «В круге первом». Но противиться предложению сыграть сразу двух героев-близнецов: Петра – рецидивиста, завербованного немецкой разведкой, и Павла – сельского учителя, которому предстоит занять место брата, Евгений просто не мог.
– Образ вора в законе для артиста, разумеется, более ярок, – поделился Миронов. – Да и женщинам хулиганы больше нравятся – к сожалению, только сейчас, сыграв много положительных персонажей, я это понял… А если серьезно, ненормативная лексика Петра мне совсем несвойственна. Чтобы обучиться ей, я встречался с соответствующими людьми. Еще автор сценария Олег Антонов подарил мне книгу с лагерными выражениями…
– Мы очень благодарны Жене, – вступил продюсер фильма Рубен Дишдишян. – Ведь речь шла не о полуторачасовом фильме, а о занятости Миронова ходят легенды. Тем не менее он всегда освобождал свой график под наш проект.
По словам актера, сложность была в том, что в один и тот же день ему приходилось быть в обличье сразу двух людей – переодевался актер чуть ли не каждые полчаса. Кроме того, Миронов-шпион стал настоящим каскадером.
– Сам удивляюсь, что все трюки выполнил без дублеров, – признался артист. – Я боксировал, прыгал с парашютом… Когда снимали сцену в поезде и мой герой кинул в вагон гранату, оттуда вырвалось сильное пламя. Мы неверно рассчитали силу ветра, и огонь спалил мне все волосы… Еще конь меня лягнул один раз, даже скорую вызывали.
На представлении картины Миронов и Фоменко выглядели добрыми приятелями. А вот их герои – полковник Хромов и Петр, а потом и Павел Истомины на протяжении всего фильма ведут своеобразную психологическую дуэль.
– В фильме нет плохих и хороших, это борьба людей, – считает Фоменко. – Прозвучит совершенно точная фраза: «Войну выигрывает тот, кто лучше работает». Хромов и Павел очень похожи. Если досмотрите фильм до конца, поймете, что Хромов тоже очень разный. Как и Павел, он играет, чтобы выжить. Они оба борются за своих близких.
– Нет, – Миронов в задумчивости сложил на груди руки. – Пожалуй, наши герои отличаются тем, что ты в какой-то момент сделал выбор в пользу системы. И твое личное счастье осталось на втором плане. А мой герой борется за жену (актриса Дарья Мороз. – Авт.) и сына до конца.
Съемочный процесс длился два года. Группа работала в Тунисе – в последней серии его выдадут за Ирак. Подмосковье выступило в роли самого себя. «Если забиться в российскую глубинку, – рассказал режиссер Юрий Мороз, – несложно найти города, которые как будто после бомбежки». Кирилло-Белозерский монастырь Вологодской области изображал абвер-школу, где фашисты готовят советских солдат в диверсанты. Юрий Мороз признался, что снимать разведшколу в стенах монастыря было его принципиальным решением: столкновение веры и фашизма – одна из центральных тем «Апостола».
Братский Минск выручил киношников техникой. Вся история с поездом – тем самым, что оставил Миронова без шевелюры – была создана в Белоруссии.
«Апостол» имеет документальную основу в том смысле, что действие происходит в годы Великой Отечественной. В остальном это оригинальный сценарий Олега Антонова, который и принес рукопись в производящую кинокомпанию «Централ Партнершип».
Автора сценария не смущает ни тема близнецов, в последнее время довольно затертая, ни источник информации – пользовался он исключительно Интернетом. От замечания одного из участников о том, что в Сети выложено далеко не все, сценарист отмахнулся.
Продюсеров же поставил в тупик вопрос, не думали ли они пригласить настоящих близняшек.
– А кого? Сестер Кутеповых? Или Арнтгольц? – пошутил Юрий Мороз.