Огней так много золотых...

Речь не о тех огнях, о которых поется в песне. Да и не только о Саратове – по всей России полыхают пожары. Горят не леса, а городские кварталы. Центральные участки многих областных городов превращаются в пепелища...

Недобрые «самаритяне»

Больше других известна самарская история – там только на одном райотделе милиции «висит» 11 поджогов. Самара оказалась на слуху, потому что местные жители, которые сплотились, чтобы патрулировать свой постоянно загорающийся квартал, смогли схватить поджигателя буквально с охапкой сухих листьев, канистрой бензина и спичками. По версии местных, «зажигал» в Ленинском районе Самары их же сосед, которого наняла строительная компания. Так застройщики очищали себе место под строительство. По неофициальным данным, следствие уже смогло задержать и заказчика поджога, который передавал деньги непосредственному исполнителю – 40 тысяч за один дом. Для молодого безработного – большая сумма. Понятно, что оба задержанных – только пешки. Реально цепочка, конечно, длиннее. В конце нее – главный заказчик. Тот, кому выгодно. В России еще не было ни одного случая, чтобы добрались до реального виновника поджогов. Похожая ситуация и в Саратове.

Стойкий погорелец

– Меня поджигали 6 раз, – рассказывает свою историю саратовец Евгений Киселев. – Забрасывали бутылки с зажигательной смесью на крышу, на чердак, как-то стенку подпалили. В другой раз залили ведро керосина в печную трубу.
Впервые для Киселева запахло жареным, когда два года назад к нему пришли люди с деловым предложением. Продать 5 соток в центре города за 500 тысяч рублей.

– Это сумма, которую строители планировали заработать на каждом метре моей земли от строительства 10-этажного дома. То есть фактически они мне предложили заплатить за 1 метр,  а остальное – себе, – раскрыл Киселев хитрый расчет строителей. – Некоторые мои соседи соглашались даже на 100–200 тысяч, кто-то брал квартирой. В итоге сопротивляться остался я один.

Никакие обращения в милицию и прокуратуру не действовали. Дело по факту поджога завели – а толку? От всех этих бумажных обращений только еще ярче разгоралось пламя. Когда имущество Киселева уже в шестой раз грозило превратиться в пепел, он решил обороняться адекватным, как считает, способом.

– С этими оккупантами можно бороться только оружием. И оно у меня есть, – заявил Киселев прямо в телекамеры. И на всякий случай конкретизировал: двустволка и бутылки с «коктейлем Молотова».

Полыхнул скандал. В центре Саратова намечалась настоящая война! Поскольку ни застройщик, ни упрямый владелец деревянного дома уступать друг другу не собирались, городских пожарных можно было считать обреченными на занятость.

Противопожарная ассоциация

Дом Киселева стал форпостом. К нему потянулись погорельцы не только Саратова, но и ближайшего соседа – города Энгельса. Товарищи по несчастью создали Ассоциацию погорельцев. С этого момента они всегда действовали сообща – вместе в огонь и в воду. Причем в буквальном смысле.

– Летом в Саратове и Энгельсе каждую неделю что-то горело. Однажды даже погибла женщина, – говорит активист Народного жилищного фронта Сергей Перепечёнов. – Для нас самое главное – не оставлять погорельцев наедине с застройщиками и с властью. Поэтому,  если где-то полыхнуло, мы собираемся все вместе, кто может – человек 5–10–20 активистов, выезжаем на место, зовем прессу и, не дожидаясь долгого следствия, называем подозреваемого. За случаи вспыхнувшей электропроводки и алкогольных пожаров мы не беремся. А вот если поджог – с точностью 95 процентов можно сразу назвать заказчика. Это застройщик, которому власти отдали эту землю в аренду. Или строительная компания, которая строит по соседству и хочет расширить стройплощадку.
По словам погорельцев, затраты застройщиков на «акции устрашения» минимальные – иногда достаточно дать 100–200 рублей бомжу-поджигателю, чтобы забросил в нужное окно бутылку или засыпал сухие строительные смеси, которые легко воспламенятся, через дымоход. Часто действуют под праздники – чтобы было похоже на банальную историю: выпил–закурил–уснул–сгорел.

Перепечёнов и его коллеги по Ассоциации погорельцев в открытую называли многочисленные ООО, ЗАО и прочие фирмы. Ни один их хозяин не подал в суд за клевету. Члены ассоциации продолжали жечь глаголом. И держали круговую оборону – устраивали ночные дежурства. Уже знали: если «красный петух» повадился ходить по определенному адресу, то это не прекратится, пока хозяин дома не пойдет на все условия застройщика.

Искра, из которой возгорелся такой большой пожар – коррупция. Саратовские, самарские и власти прочих городов, где бушуют пожары, несколько пре­дыдущих лет занимались тем, что безнаказанно отписывали в аренду компаниям-застройщикам большие участки городской земли. Вместе с ветхими домами и живущими в них людьми. Погорельцы говорят: как крепостных крестьян в старые времена. Из чиновников, возомнивших себя барами, со всей страны под следствие попал только мэр Саратова Юрий Аксененко. Под остальными земля пока не горит.

– Ведется предварительное следствие, – сказала «Собеседнику» следователь Ленинского РОВД Самары Елена Шугарева. – До его окончания мы не можем дать информации.

По примеру саратовцев самарцы до окончания следствия сами патрулируют свои участки с ветхими избушками на дорогой земле.

Победа ценой в 10 миллионов

Евгений Киселев, как сказочная птица феникс, сумел восстать из пепла. Его казавшаяся поначалу бесперспективной борьба дала результат. И какой – с семью нулями! Решив, что огонь Киселева не берет, застройщики уступили и дали ему 10 миллионов рублей. Теперь на вырученные деньги он строит себе дом в другом месте.

– Это не много, это нормально, – считает Киселев, который теперь загорелся идеей передать свой опыт всем российским коллегам по несчастью и обещает написать несколько обу­чающих статей по «противопожарной безопасности» для тех, чьи дома также не вписались в бизнес-планы крупных компаний. – Бизнесмены нам говорят: возьмите 100 тысяч и радуйтесь. Я всем говорю, что главное – это инвестиционная цена. На месте моего «сарая» застройщики возведут многоэтажный дом и получат прибыль в несколько десятков, а то и сот миллионов рублей! Это и есть инвестиционная цена. Моя. И только потом уже – их.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика