Back in USSR?
Эпохальный съезд «Единой России» не видели только принципиально не смотрящие телетрансляций с политических тусовок. Большинство же граждан подробно ознакомлены, как Путин принимал на себя роль лидера нации. Однако много любопытного осталось за кадром. Что же происходило в кулуарах съезда?
Часы спикера
В Гостином дворе единороссы собираются уже третий раз за полгода. В первый день съезда самое интересное происходило в секциях форума «Стратегия-2020». Борис Грызлов, который на тот момент еще был полноправным лидером партии, посетил все секции. Однако отличился только в «Нашей демократии».
– Вот тут многие говорят, что я ношу швейцарские часы стоимостью 50 тысяч долларов. – Грызлов снял с руки часы и предложил всем удостовериться, что они изготовлены в Чистополе. Тут же модератор секции – главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев посоветовал Грызлову ларек неподалеку от редакции, где можно купить «настоящие швейцарские часы» за 200 долларов. На следующем съезде можно будет посмотреть, прислушался ли к нему спикер ГД.
Первый день работы единороссов завершился принятием поправок в партийный устав и банкетом, на который попали не все делегаты. Злоупотреблять спиртным не стали, чтобы не сорвать второй – главный день мероприятия. Как рассказал один из делегатов-регионалов, «догонялись тихо и интеллигентно в гостинице».
Бурные и продолжительные
На следующий день все собрались загодя – дожидаться приезда Путина и Медведева. Большой друг последнего экс-министр юстиции, а ныне депутат Павел Крашенинников уверял журналистов, что зарегистрировать поправки в устав за несколько вечерних часов – плевое дело: «Я лично «Отечество» за два часа зарегистрировал!» Его коллега Владимир Васильев отбивался от вопросов о партийном билете для Путина: «Вступит – хорошо. Не вступит – тоже неплохо». Партийный министр природных ресурсов Юрий Трутнев сосредоточенно скучал в одиночестве. А беспартийный глава Минфина Алексей Кудрин провожал коллег к вип-местам: сначала Татьяну Голикову, под локоток поддерживая, а потом и за Дмитрием Козаком вернулся. По красной дорожке, как на каком-нибудь фестивале, вышагивали Долина с Кобзоном. Прошмыгнула Алина Кабаева, демонстративно избегающая журналистов. Следом прошествовал Расторгуев. Любимую песню двух президентов исполнять не стал, наверное, потому что получил бедж не гостя, а организатора…
Путин в компании с Медведевым появился, как обычно, с опозданием. Зал был уже более чем готов. Вместо отведенных двух часов уложились в 45 минут. Грызлов сократил свой доклад вдвое. Он сообщил собравшимся, что «российская экономика слезла с нефтяной иглы, но она не должна лечь под капельницу других монополий», «200 миллионов человек – вот та численность населения, которая необходима России», а «в законе есть вилки, которые позволяют взяточникам есть икру ложками». За 8 минут отказался от вступления в ЕР Дмитрий Медведев. Новому президенту аплодировали 6 раз. Один из них стоя. Когда новый президент уходил с трибуны, первые ряды заметили развязавшийся шнурок и с ужасом приготовились к самому страшному – обошлось.
Путина приветствовали тоже стоя и такими бурными овациями, что скривились даже привычные ко всему эфэсошники. Будущий премьер тоже уложился в 8 минут, согласился возглавить партию, но о членстве умолчал. Аплодисменты звучали чаще, чем раз в минуту, – 10 раз. Единогласное «за» окончательно вернуло присутствующих в советское прошлое. По нашей информации, были бунтари, которые настаивали на тайном голосовании, однако возможности хотя бы воздержаться никому не дали.
Публика расходилась несколько озадаченная – Путин пообещал кадровые чистки. А тут, как на грех, раздалось зычное: «Закрывай, Витек, никого не выпускать».Охрана отсекла членов партии от выхода большим щитом на колесиках. Когда через несколько минут проход открыли, послышалось несколько облегченных вздохов.
К кому на поклон?
– Теперь партия отвечает за все. Правительство вносит законы, Дума их утверждает, а партия контролирует исполнение, – объяснял происходящее один из отцов-основателей партии президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, скромно заправляя за ушко, на котором красовались крупные золотые серьги, локон, тут же решила инициировать слияние подотчетного ей Питера с Ленинградской областью. Мимоходом она объяснила, что беспартийность нового лидера партии – пустяк. «Свершилось главное: он возглавил партию. Если устав позволяет руководить партией без членства – ничего такого в этом нет», – рассуждала беспартийная Матвиенко. Губернатор Калининградской области Георгий Боос пообещал, что Путин станет членом партии в этом году. Это подтвердила и Любовь Слиска, назвав точную дату – 8 мая, после инаугурации. Не иначе еще один съезд грядет. Тем более что, по словам первого вице-спикера ГД Олега Морозова, вызревают поправки в Конституцию относительно срока президентских полномочий. А там, глядишь, и перевыборы не за горами.
Свердловский губернатор Эдуард Россель не смог ответить на вопрос, как теперь главы регионов будут выкручиваться между Путиным и Медведевым: «Мы всегда со своими проблемами ходили в правительство. Хотя есть вопросы, которые решает только президент». Зато глава РСПП Александр Шохин точно знает, к кому идти теперь: «Бизнесу удобно, когда власть демонстрирует открытость, определенность, когда при согласовании тех или иных инициатив не нужно ходить за кулисы к тем, кто принимает решения, а можно будет прямо идти в правительство или в Госдуму».
– Мы собираемся провести аудиторскую проверку всех
2 млн членов партии и выяснить, действительно ли они состоят в «Единой России», платят членские взносы и участвуют в партийных заседаниях. Тех, кто переехал, не отвечает на наши звонки и не контактирует с партией, мы будем исключать, – объяснил все про чистки глава исполкома партии Андрей Воробьев. Он подчеркнул, что речь идет скорее о новых членах, которые захотят ими стать после того, как во главе ЕР встал Путин. По его словам, уже начали поступать заявления с просьбой включить в партийные ряды целые футбольные команды, где ни один спортсмен не понимает, зачем это нужно.
С членскими взносами самого Путина не смог разобраться известный полярник и депутат ГД Артур Чилингаров. Он вроде бы после инаугурации станет лидером партии, но, по партийному уставу, взносы платят только ее члены. «Если вступит после 7 мая, то будет платить», – решил Чилингаров.
Много было разговоров о том, какие полномочия теперь будут у Путина и станет ли новое правительство партийным. Однако предметно на эту тему имеет смысл говорить после
7 мая, да и то если опять не грянет очередной съезд с Путиным во главе. Вдруг еще что-нибудь, кроме собственного устава, надумают поправить…