Пять «штук», прославивших Хабаровск
Турне по России с банкнотами в роли гидов подходит к логическому финишу. Последний «денежный» пункт нашего вояжа – Хабаровск.
Граф, вернувший нам Амур
В 30 километрах от Китая в 1858 году был основан военный форт Хабаровка, названный в память о русском землепроходце XVII века Ерофее Павловиче Хабарове. В 1893 году форт стал городом и получил имя Хабаровск. А в 2006 году попал на деньги. И на очень большие деньги. Между прочим, пятитысячная купюра на сегодняшний день является самой защищенной банкнотой России – специалисты сравнивают ее степени защиты от подделки с непревзойденным швейцарским франком.
Красно-оранжевая пятитысячная знакомит россиянина и гостя страны с красотами приамурского града. Причем сама река и ее имя отражены на денежке неоднократно. Визитками Хабаровска стали памятник Николаю Муравьеву-Амурскому и мост через реку Амур.
Самым растиражированным (в прямом смысле слова – 675 миллионов экземпляров пятитысячных купюр!) и самым дорогим творением русского скульптора Александра Опекушина стал памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому, установленный в Хабаровске. Военачальник на Кавказе и дипломат на Востоке, он вошел в историю края как один из основателей Владивостока, Уссурийска, Благовещенска. Николаю Николаевичу удалось договориться с Китаем о возвращении России больших территорий, потерянных еще в 1689 году. По договору, который Муравьев подписал в Айгуне в 1858 году, Амур до самого устья стал границей двух великих держав. А сам Муравьев получил титул графа Амурского.
Правда, последние 20 лет жизни благоустроитель Сибири и Дальнего Востока прожил в Париже, откуда изредка приезжал на заседания Госсовета, членом которого являлся.
Дважды рожденный
Пятиметровую (опять цифра пять!) фигуру Муравьева-Амурского Александр Михайлович Опекушин изготовил в Санкт-Петербурге. Кстати, распоряжение об этом издал лично император Александр III, едва из Парижа пришла весть о смерти графа в 1881 году.
Путь готовой работы из северной столицы на берега Амура был долог. Скульптуру разделили на части, уложили в ящики и отправили в Одессу, откуда уже морским путем – во Владивосток. А уж в Хабаровск – на подводах. Для пьедестала использовали местный камень – сиенит. Высота пьедестала 11 метров. На эту верхотуру и установили собранный из деталей памятник. Случилось это 30 мая 1891 года в присутствии будущего императора Николая II. И стоял монумент 34 года, пока в 1925 году революционные власти дальневосточной республики не постановили уничтожить памятник царскому генералу.
И кто знает, что бы сейчас украшало пятитысячную купюру Банка России, если бы не решено было в 1991 году восстановить скульптуру. И 30 мая 1992 года, через 101 год, состоялось повторное открытие памятника.
Жертва войн и революций
Оборотную сторону пятитысячника украсил не менее легендарный объект. По иронии судьбы на самой мелкой, десятирублевой, купюре России изображен мост. Мост же замыкает и галерею образов на банкнотах страны. Любопытно, что автором моста через Енисей и моста через Амур, построенного в 1916 году, был инженер Лавр Проскуряков.
Этот мост длиной 2,6 километра был самым длинным в России и в СССР. Вообще, рассказывая об этом «персонаже», нам довольно часто придется употреблять определение «самый». Например, эстакада его стала самой первой железобетонной конструкцией в Азии. Мост при открытии получил имя цесаревича Алексея. Металлические фермы для моста на Дальнем Востоке страны изготавливались на западе империи – в Варшаве. И путешествие эти детали совершали такое же долгое, как и памятник графу Амурскому. Маршрут: Варшава – Одесса – Владивосток – Хабаровск. Однако пока шло строительство, разразилась Первая мировая война. И события на морском театре военных действий внесли коррективы в строительные работы. В 1914 году немецкий крейсер пустил на дно пароход, везший во Владивосток две последние фермы для моста. Строителям пришлось заново заказывать их. На сей раз в Канаде. Так что можно сказать, что мост этот в ходе работ связал Евразию и Америку.
Но на этом злоключения моста не кончились. Прослужив 4 года, он стал жертвой новой войны. На сей раз Гражданской. Дальневосточные партизаны, воевавшие с японскими интервентами, взорвали две фермы моста, чтобы не дать врагам переправиться на левый берег Амура. Отремонтировали мост и пустили его в эксплуатацию в 1925 году, аккурат в год, когда уничтожили памятник Муравьеву-Амурскому.
Возможно, на роль витрины города, столицы Дальневосточного федерального округа, могли с неменьшими основаниями претендовать и Театр музыкальной комедии, и храм Святителя Иннокентия Иркутского, но не будем забывать, что с момента своего открытия в 1916 году и до конца ХХ века мост через Амур оставался единственным однопутным отрезком на всем протяжении магистрали от Москвы до Владивостока.
Сегодня «денежный» мост (к сведению, его строительство обошлось по нынешнему курсу в 1 миллиард рублей) реконструируется. Стоимость работ – 800 миллионов долларов. Ожидается, что к 2009 году символ самой крупной купюры России будет работать с полной нагрузкой.