Кризис всё спишет
Пенсионные накопления россиян тают на глазах, обогащая олигархов и мошенников
Пенсионный дефолт
С этого года государство приступило к удвоению сбережений граждан на старость. На каждую дополнительную тысячу рублей накопительной части пенсии из бюджета им накинут еще одну тысячу, а потом передадут деньги в распоряжение управляющих компаний (УК) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Аттракцион подозрительной щедрости, да и только!
Год назад это выглядело бы неплохо, но в разгар кризиса... Вместо прибыли в будущем налицо убытки в настоящем.
– Управляющая компания, с которой мы сотрудничали, потратила сотни миллионов наших денег на те акции, которые сегодня не стоят практически ничего, – пожаловались «Собеседнику» в одном НПФ. – У нас есть серьезные подозрения, что таким образом мошенники просто похитили накопления будущих пенсионеров, за откаты скупив бумаги специально обанкроченных предприятий. Кризис всё спишет.
– В конце прошлого года объем так называемых дефолтных активов в портфелях УК действительно резко возрос, – не стал скрывать советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов. – Не исключено, что это могло быть сделано умышленно, но НПФ предпочитают эту информацию не разглашать.
Еще бы, ведь тогда народ совсем отвернется от фондов. Единственная контора, которая отважилась в открытую сцепиться с УК – это НПФ «ТНК-Владимир». Он подал иск к «Пиоглобал Эссет Менеджмент», потребовав не только вернуть все вложенные средства (почти 300 млн рублей), но и компенсировать убытки от их инвестирования. Прочие предпочитают улаживать конфликты полюбовно.
Вывод активов
Впрочем, в выводе активов можно заподозрить не только УК. Миноритарные акционеры Газпрома, например, не исключают, что созданный монополистом НПФ «Газфонд» существует для того, чтобы заниматься этим.
Кубышка «Газфонда» оценивается почти в 300 млрд рублей (это практически столько же, сколько в остальных НПФ, вместе взятых). Вот только львиной долей этого состояния управляет не сам Газпром, а некая компания «Лидер», к Газпрому отношения не имеющая. Не так давно Алексей Миллер уступил ее дочерней фирме питерского банка «Россия», которым владеет приятель Путина Юрий Ковальчук. Если учесть, что «Газфонд» был собственником многих непрофильных активов Газпрома, включая контрольный пакет акций Газпромбанка и блокпакета СИБУРа, теперь этими компаниями, по сути, тоже рулит банк «Россия».
– С моей точки зрения, здесь задействована схема вывода активов Газпрома, которыми теперь распоряжаются друзья Путина, – высказал свою позицию акционер монополии Алексей Навальный.
Но клиентов «Газфонда» больше волнуют не теневые владельцы, а прибыли. С ними тоже все, увы, не очень гладко. «Россия» так близка к России, что берется вкладывать деньги в социальные, но малоприбыльные проекты, например в строительство дорог.
– На бизнес-решение это не похоже, – считает Эдуард Савуляк из Tax Consulting U.K. – Очевидно, что такие «инвестиции» – плата за особое отношение.
Вот только расплачиваться за это особое отношение власти к дружественным олигархам приходится будущим пенсионерам.
– Доходность «Лидера» за предкризисные годы почти равна официальному уровню инфляции, – пояснил директор по работе с инвесторами Deutsche UFG Capital Management Алексей Илюхин.
Поддержка бизнеса
Впрочем, от строительства дорог есть если не прибыль, то хотя бы польза. А от кутежей в куршевелях?
Миллиардер Михаил Прохоров всего за пять месяцев управления его «Группой ОНЭКСИМ» фондом «Норильский никель» умудрился урезать пенсии норильчанам на миллиард! Во всяком случае, гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский озвучил именно эту сумму:
– Потери фонда составили 1 млрд рублей.
В прошлом году этот НПФ стал жертвой распила имущества между Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым. Бизнесмены делили не только акции, но и топ-менеджеров. И когда глава фонда Ольга Голодец в этом конфликте предпочла Прохорова, она увела под контроль ОНЭКСИМа и весь НПФ, несмотря на то, что тот был создан потанинским «Интерросом».
В итоге менее чем за полгода размер имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ ужался по сравнению с 2007 годом в 5 раз, а непосредственно финансовые потери превысили тот самый миллиард (то есть треть от всего объема привлеченных пенсионных накоплений).
Сама Голодец убытки оправдывает банально:
– Одно дело – работать на растущем рынке, совсем другое – на падающем.
Однако, как пояснили в НПФ, деньги испарились после того, как средства фонда перешли от управления прежних восьми УК, что снижало риски невыгодных инвестиций, фактически к одной – УК «Росбанк», входившей в ОНЭКСИМ. Немудрено, что, к примеру, 210 млн рублей «Росбанк» вбухал в ПИФ «Городской офис», находящийся под контролем сотрудников все того же Прохорова. Выходит, пенсионные накопления олигарх потратил на антикризисные меры для поддержания собственного бизнеса.
Лишь когда эта комбинация вскрылась, миллиардер вернул контроль над ощипанным фондом прежнему руководству, а УК «Росбанк» и вовсе продал. Словом, я не я и фирма не моя...
При этом напоследок Михаил Прохоров продемонстрировал еще один способ «облегчения» бюджета НПФ. Он придумал, как зарабатывать на чужих пенсиях, даже потеряв свою причастность к фонду. Оказалось, до возврата НПФ «Норильскому никелю» и без того не бедствующему олигарху была назначена ежемесячная пожизненная пенсия в 250 тыс. рублей. Чуть более скромные утешительные бонусы (до 200 тыс.) были гарантированы и прежнему руководству фонда. Вероятно, за то, что оно сделало будущих пенсионеров беднее.
Удар по экономике
Пока в «Норильском никеле» думают, как вернуть растраченный миллиард, в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов размышляют, как вернуть доверие к НПФ.
– Недавно состоялась наша встреча с руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимиром Миловидовым. Надеюсь, ее результаты появятся уже в феврале, – рассказал Валерий Виноградов. – Значительные потери УК сами компании объясняют слишком жесткими правилами инвестирования, которые не позволяют оперативно переводить средства из ценных бумаг в другие активы. Есть вероятность того, что государство выкупит дефолтные акции, а введение более гибкого механизма позволит избежать очередных убытков.
Новые правила сократят возможности для махинаций с пенсионными деньгами, но вряд ли ликвидируют их совсем. И если олигархи продолжат использовать НПФ в личных целях, от любителей куршевелей пострадают не только будущие пенсионеры, но и вся экономика в целом.
– Пенсионные накопления – это единственные «длинные деньги» на рынке, – пояснил Виноградов. – Если ими распоряжаться разумно, они являются лучшей гарантией от новых обвалов рынка и экономического упадка. Если нет – очередной виток кризиса не исключен.