Чиновникам сверху привьют мораль?
Скоро депутаты Госдумы смогут отвести душу и, быть может, последний раз проголосовать вопреки линии «генеральной и направляющей». Голосовать им предстоит за моральный кодекс чиновника. Если документ примут в первозданном виде, то мнение, отличное от «правильного», автоматически превратит бунтаря из чиновника в обычного гражданина.
Пока оценить кодекс доверили экспертно-консультационному совету ГД. На слушаниях даже ожидали присутствия Владислава Суркова, что только подчеркивает важность документа. Однако главный идеолог президентской администрации присутствовать в минувшую пятницу на Охотном Ряду не смог, а без него не смогли определиться со своим отношением к моральным перлам в Думе.
Если кто-то думает, что ирония в таком важном вопросе неуместна, то он, наверное, просто еще не читал шедевр, рожденный специалистами Российской академии госслужбы. Главный принцип документа – объяснить непонятливым чиновникам, чего им категорически нельзя делать. Например, нельзя «выступать в СМИ со своим мнением, если оно принципиально отлично от политики государства». А еще должно всем госслужащим «быть лояльными ко всем ветвям власти, партиям и политическому большинству». Надо ли уточнять, что кодекс в Думу принес депутат-единоросс?! Думаю, нет. Тем более что кодекс предписывает «избегать контактов с оппозиционерами, вступившими в конфликт с госвластью», а в случае несогласия с политикой государства – уйти в отставку!
Из прописных истин в документ вписали наказы «рабочее время тратить исключительно на выполнение служебных обязанностей» и «продвигаться по службе только этическим способом». К последнему пункту существует уточнение: «клановость, сговор и протекционизм в решении кадровых вопросов не поощряются». Кроме того, «в коллективе не допускаются доносительство, подхалимаж, склоки, грубость и бестактность», нельзя «разъезжать на служебном транспорте в личных целях».
Дмитрий Савельев, принесший мораль на Охотный Ряд, не сомневается, что кодекс обязательно примут, так как «архиважно поставить для чиновников хотя бы какие-то этические рамки, чтобы должности окончательно не превратились в синекуру». Авторы идеи кодекс иначе как «оружием в борьбе с коррупцией в руках общественности» и не называют. Более того, общественностью будут работать «специальные комиссии при ведомствах, следящие за поведением чиновника». Помешают ли они разъезжать на служебных авто по личным делам и участвовать в каких-нибудь неблаговидных сговорах – еще вопрос. А вот увеличить численно ряды бюрократов им вполне под силу.
Те, кому пока позволено выступать в СМИ, со смехом вспоминают моральный кодекс строителей коммунизма и намекают на преемственность курса. А я бы предложила некоторым специалистам Академии госслужбы и сотрудникам администрации президента брать на вооружение другой исторический опыт. Нам бы больше подошел указ Петра I о поведении бояр в думе и один из пунктов: «А боярам в думе читать не по бумажке, дабы дурь каждого видна была».