Кладбище, где остывают моторы
Вообще-то правильно это называется стоянкой «для брошенных и разукомплектованных транспортных средств». А то, что здесь происходит с автомобилями, – авторециклингом. В Москве таких площадок несколько, на одной из них мы побывали.
Мы ожидали увидеть эдакий киношный вариант – много-много убитых машин, которые попадают под пресс и становятся грудой железа, чтобы пустить его в переплавку. На самом же деле – и участочек небольшой (мест на 300), и расположен он у самого выезда из Москвы, рядом с постом ГИБДД. И машины здесь далеко не все разбитые вдребезги или изъеденные ржавчиной. Довольно много иномарок, вполне новеньких и не тронутых хроническими машинными болезнями.
– К нам свозят разные автомобили, – рассказывает начальник стоянки Владимир Нестеренко. – И арестованные, и попавшие в ДТП, и те, на которых совершались преступления… Ну и, конечно, брошенные автовладельцами.
Авто-свидетели
Практически у каждого авто здесь – своя история. Нестеренко помнит их все, хотя таких площадок в его подчинении – три, и через каждую в год проходят тысячи машин.
Вот «Фольксваген» после ДТП – хозяин попал на нем в аварию и сам попросил привезти машину сюда, чтобы ее не растащили на части, пока будут оформлены документы на ремонт. Вот пустое место – еще недавно здесь жила «Мицубиси» – на ней банда грабителей увозила награбленное. Бандитов арестовали, а машину отправили сюда. За ней не так давно приходила девушка с доверенностью от хозяина и забрала машину.
– Странная какая-то история, – до сих пор удивляется Нестеренко. – «Мицубиси» эта по закону считалась средством совершения преступления, а такие машины конфисковываются в пользу государства. Первый раз вижу, чтобы орудие преступления возвращали владельцу… У нас тут много вещдоков, которые нам присылает МВД. Им машины хранить негде.
Была у него как-то на стоянке «девятка». Вся прошитая пулями: пассажиров расстреляли чуть ли не в упор. Был джип владельца одного кафе, тоже изрешеченный пулями. Там убили всех, даже собаку, которая была в машине. Потом брат убитого забрал эту машину… Привезли как-то «Мерседес», у которого был вырван взрывом кусок… Но то было в
90-е. Сейчас пуль меньше. В общем, вся история страны как на ладони видна на этой стоянке.
Сейчас время потише, вот и криминальные машины другие. Например, молодой человек на «Опеле Вектра» двух людей отправил на тот свет. В аварии, естественно. А через полгода пришел за своей машиной – отпустили его.
Есть тут и своя гордость – «экспонат-долгожитель». Красавец «Ягуар» пребывает на стоянке лет 14. За давностью лет уже не поймешь – то ли растаможку машина не прошла, то ли еще какая напасть приключилась: «Ягуар» пришел на эту стоянку с другой, уже закрытой.
Поначалу ведь многие предприниматели хотели участвовать в столичном авторециклинге. Нестеренко одним из первых еще в начале 90-х стал заниматься этим делом. Но когда обнаружилось, что из льгот действует всего лишь одна – на аренду земли (зато царская), а списанные машины, даже если и подлежат ремонту, продавать потом все равно нельзя, многие отказались от этого дела. Так «Ягуар» оказался у Нестеренко.
Рециклинг – завод наоборот
В начале 90-х, когда вовсю орудовали «черные эвакуаторы», которые могли за ночь разобрать вашу машину, мирно стоящую у подъезда, и сдать все это в металлолом, придумали в Москве сделать официальный «рециклинг». Свозить старые и брошенные машины на такие вот стоянки, законно оформлять списание и отправлять на переработку. То есть резину – отдельно, пластмассу – отдельно, железо – отдельно. Красивая идея, как всегда, обернулась тем, что одним чиновникам это не надо, другим неинтересно, денег на это дело выделяют сущие крохи (до сих пор на стоянке действуют тарифы 1994 года)… А кто из переработчиков чем занимается, с кем оптимальнее подписывать соглашения – и вовсе неизвестно. Нет такого списка. В общем, непонятно, на чем держится энтузиазм стояночников. Я бы могла еще понять, если они были бы муниципальной службой, а то ведь малым бизнесом – ООО «Технотранс-сервис».
Но самая большая беда – никто ни разу не подсчитал, сколько реально стоит подготовить авто к утилизации. А тут вообще цирк. Для примера: чтобы сдать на переработку 1 тонну шин, Нестеренко платит 700 рублей (а ему никто ничего не платит). Но эти шины нужно еще доставить на завод уже снятыми с машины, отделенными от дисков. Крошка, которую завод получает из старых шин, стоит между тем очень дорого.
– С этого года за утилизацию мы еще ни разу не получили денег (800–900 рублей за 1 тонну металла), – жалуется директор.
Не нравится Нестеренко и немецкая линия переработки, которая появилась в подмосковной Некрасовке:
– Мы заключали с ними договор. Все очень красиво. Мы прессуем каждую машину в квадрат – метр на метр и на одном эвакуаторе привозим им сразу десяток машин. А у себя на производстве они, как магнитом, «высасывают» из этого блока весь металл. Все остальное – на выброс. Но ведь в автомобиле и резина есть, и много чего еще. Жалко же…
Возврату подлежит
С этого «кладбища» машину можно вернуть. Авто обычно находится здесь до года, пока решаются все формальности. Дальше – рециклинг.
Скажем, в вашем дворе стоит десятилетиями автомобиль. В один прекрасный день дворники или работники управы его «запишут». Соберут небольшую комиссию, скажут владельцу: или убирай, или отвезем на переработку. Захочет хозяин все же получить свою машину, может забрать ее и от Нестеренко. Только потратится на услуги эвакуатора и заплатит за хранение машины. Иначе передадут данные в ГИБДД, чтобы снять машину с учета.
Если же хозяин неизвестен, а номеров на авто не имеется, проблема сложнее. Надо отыскать владельца. Иногда случалось обнаружить, что автомобиль давно числится в угоне.
…Мы сидим в вагончике для персонала, разговариваем про автомобильное житье-бытье, вдруг звонит телефон. У Нестеренко просят забрать автобус без стекол и грузовик, которые стоят где-то на севере Москвы.
– Как же вы автобус повезете? – спрашиваю. – У вас же крошечный эвакуатор…
– А мы его порежем сначала. А вот для грузовиков у нас есть специальная техника и стоянка тоже специальная.
– Как порежете? А если хозяин автобуса найдется?
– Вряд ли. Это что-то из промзоны, где много остовов старых машин находят.
И с грустью смотрит на свое хозяйство – землю у него сейчас отнимают, несмотря даже на то, что срок аренды еще должен длится долго. Землица в столице нынче на вес золота, вот и будет вместо цивилизованного рециклинга очередное строительство коммерческого объекта…