Среди утраченного быта
Есть в Новгородской области место, которое писатель Виталий Бианки назвал когда-то Страной Див. Там в деревеньке Горы живет пенсионер Сергей Иванов, который открыл в своей избе музей и показывает всем желающим утраченный советский быт.
Дом Иванова – две маленькие комнатки: в одной хозяин с женой, в другой, 3 на 6 метров, несколько тысяч экспонатов: значки с Лениным и не только, спичечные коробки, банки из-под чая и конфет, винные бутылки, самовары, фонари, утюги, швейные машины… Все, что некогда было в каждом советском доме, но давно вышло из обихода. Сам Иванов называет свое хозяйство музеем бытового дизайна, но известно оно всей округе как музей утраченного быта.
В июне будет десять лет, как бывший механизатор Сергей Иванов стал коллекционером, музейным смотрителем и экскурсоводом. Собирательством он увлекся много раньше, еще в 1981 году, начав с марок и значков. Потом перешел на спичечные коробки и термоэтикетки, на бутылки, коробки и… В 1998 году, аккурат к очередным Бианковским чтениям, которые каждое лето проводятся в тех краях, составил музейную экспозицию. В Горы, где когда-то было четыре сотни жителей, а теперь – всего 67 человек, стали наезжать туристы.
К слову, музей свой Сергей Иванов никак не рекламирует – это тот случай, когда молва бежит впереди него. Одних только петербуржцев в прошлом году в Горы наведалось 250 человек, а еще москвичи, гости с Украины, из Италии, Чехии, Польши, Дании.
– Как узнают про меня? – переспрашивает Сергей Борисович. – А из Интернета!
В самих Горах, конечно, никакого Интернета и в помине нет, как нет почты, больницы и школы – некому тут учиться, почти одни пенсионеры.
Денег за просмотр хозяин музея не берет, хотя, если кто жертвует на развитие, он не отказывается – экспозицию все-таки приходится содержать, а иногда и докупать кое-что из предметов, например у местного населения.
Иванов занялся бы пополнением коллекции активнее, да только места почти не осталось:
– Очень тесно стало в доме. Надо помещение искать, но туговато с этим у нас – нет подходящего места. Вернее, есть, но занято – вот, например, можно было бы музей устроить в старой бильярдной, что от помещичьей усадьбы осталась, только в ней сейчас живут. Дом культуры в деревне есть, но в никудышном состоянии. Народу у нас мало теперь, потому так.
Наверное, более подходящего места для музея утраченного быта, чем российская деревня, не найти.