Антикризисный памперс протекает?
Как выгребать из кризиса? Наше правительство, депутаты, всевозможные эксперты не устают рассуждать на эту тему. Но за паутиной речей, заявлений понять, какие меры власть имущие принимают для предотвращения катастрофы, весьма сложно.
Даже представители партии власти в Думе устали прикрывать министров и накануне большого правительственного часа едва сдерживались в своих эмоциях.
– Мы хотим видеть работу правительства более оперативной, прозрачной и эффективной. Мы видим, что целый ряд мер, которые предпринимались правительством, были, безусловно, правильными, полезными, но в ряде случаев они, в силу различных причин, не дали ожидаемых результатов, – выкручивался из ситуации первый вице-спикер ГД Олег Морозов.
После доклада представителей экономического блока кабмина стало понятно, что в правительстве не готовы дать конкретные ответы на неприятные вопросы. Любая щекотливая цифра сопровождается комментариями из серии: это еще не окончательно, нам надо проработать и подсчитать. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сразу признался, что работа над антикризисной программой пока не закончена. Окончательный вариант будет готов и обнародован через пару недель. Глава Минфина Алексей Кудрин не стал скрывать от депутатов, что налицо резкое сокращение российского экспорта (почти вдвое), уменьшение доходов от продажи нефти и газа и очень высокая инфляция, которая, по прогнозам Минфина, продолжит свой рост.
– В отличие от еврозоны и США, где инфляция в 2009 году будет практически нулевой, в России она будет в районе 13%, – заявил Кудрин.
Министры в Думе дружно признались, что серьезные потери уже несет промышленность страны, особенно металлургия, машиностроение и строительство. Вот они сидят и считают, как свести последствия к
минимуму. А если к этой информации приплюсовать сообщение Кудрина о бюджетных потерях субъектов Федерации в сумме 400 млрд рублей, получается совсем уж безрадостная картина. Тем более что и экспорт в этом году снизится с 469 млрд долларов до 245 млрд.
Очень настораживает нежелание правительства оперировать конкретными цифрами. Так, Шувалов признает, что власти скорее всего пойдут на сокращение бюджетных расходов, но при этом не уточняет сумму возможного секвестра. По подсчетам Кудрина, бюджет недополучит в этом году почти 4,5 трлн руб. Как при этом поддержать бюджетников и не довести народ до массового банкротства? Распечатать Резервный фонд? Уже! Тем более что Кудрин не скрывает: «Если мы не будем менять параметры бюджета, а просто заместим эти выпадающие доходы средствами резервных фондов, то дефицит бюджета составит 6,1% от ВВП, то есть достаточно высокий дефицит по любым меркам, и в том числе даже кризисным».
Конечно, есть и некоторые понятные нам, простым смертным, шаги. Например, Шувалов «порадовал» сообщением о том, что целесообразно женщинам увеличить срок по уходу за ребенком с полутора лет до трех. Вроде как мамы первые страдают от кризиса, и эта мера их защитит от сокращений. Правда, правительство сейчас только будет высчитывать «финансовые возможности» для реализации такого решения. Очень хочется ошибиться, но почему-то складывается впечатление, что для мамочек такие возможности окажутся куда скромнее, чем те, что нашлись для поддержки банков и корпораций. Можно сколько угодно вещать, что «размер докапитализации (т.е. вливание денег. – Ред.) российской банковской системы все еще обсуждается», объемы допфинансирования не известны, а отмена и снижение пошлин да налогов спасают оте-чественное производство. Еще можно, как это сделал президент, обязать ФСБ отслеживать прохождение средств, выделенных правительством на борьбу с кризисом. Только почему-то эксперты верят председателю совета директоров банка «Ренессанс капитал», члену бюро правления РСПП Игорю Юргенсу, который в кулуарах Давосского форума рассказал, что в правительстве рассматривается сценарий падения ВВП на 10%. Что означает массовые банкротства, безработицу и падение курса рубля до 60 руб. за 1 $...