Новый бюджет
Минфину поручено пересчитать бюджет. И это правильно – нельзя жить в розовых очках. Старый верстался, когда кризис еще не заявил о себе. Правительство готовило его в марте 2008 года, в Госдуму он попал в августе.
И хотя кризис в США в то время уже был, но его масштабы до конца были непонятны (как, впрочем, и сейчас). У России еще теплилась надежда, что мы – тихая гавань. Мы жили в мире иллюзий, и никто не верил, что Россия подвергнется серьезным испытаниям.
Сигналами опасности были подорожание западных кредитов, падение фондовых рынков (в результате – потери у ВТБ, предпринявшего IPO). Но все это напрямую не касалось бюджета, который в любом случае должен быть утвержден до конца года. Впрочем, был Гайдар, который дважды предупреждал: нельзя рассчитывать на стабильность нефтяных цен и усиливать государственную интервенцию в экономику. Но его никто не слушал, и в бюджет заложили 90$ за баррель при курсе $ в 23 рубля.
Спусковым крючком для распространения кризиса по миру стал отказ правительства США поддерживать инвестбанк Lehman Brothers (один из основателей Federal Reserve и один из главных акционеров этого долларообразующего института). И как итог событий на фондовых рынках – резкое снижение нефтяных цен. Как ни парадоксально, но цена на нефть сегодня зависит не от уровня спроса на нее, а от состояния фондового рынка.
В результате мы скатились со 120$ за баррель до 40, а потом и до 35 осенью.
Сейчас новый бюджет будут рассчитывать, исходя из 41$ за баррель и 35 рублей за доллар. Не ошибемся ли снова?
Думаю, с цифрами все нормально. Не надо дальше кошмарить экономику. Пусть будет реальный бюджет. Недостающие доходы можно будет при нужде взять из резервов или займов. Еще я бы сокращал размеры помощи компаниям: тут самое важное – определить приоритеты (в принципе это надо было сделать с самого начала).
Что касается курса доллара, я рад, что мой прогноз прошлой недели оправдался: я предсказал, что падение рубля остановится, ведь мы прошли большую часть пути его снижения – от 23 до 33 рублей за американскую валюту. Рубль сейчас как никогда близок к достижению равновесия с долларом. И это – качественная точка. С нее надо начинать бороться с инфляцией, чтобы стало возможным снизить процентные ставки по кредитам. Если мы решим эти проблемы, у нас появится шанс остановить кризис.