05.03.2008

Успеть до тридцати

«Это случилось в канун Нового года на тридцать втором году моего одиночества». И хотя случилось с Бриджит Джонс исключительно хорошее – она встретила Того Самого Мужчину, вся ее история – о том, как нелегко быть одинокой после 30 лет.

Вместе с семейным психотерапевтом Александром Махначем, старшим научным сотрудником Института психологии РАН, мы смотрим «Дневник Бриджит Джонс» и выясняем, что же такого страшного ждет женщину за порогом тридцатилетия.

– Тридцать лет – это что, Рубикон?
– Смотря с какой стороны на это взглянуть. Есть социальные стандарты: считается, что мужчина к 40 годам должен состояться профессионально, женщина к 30 годам – создать семью и родить ребенка. Ничего такого, что бы делало это невозможным в 31 или 35, конечно, с женщиной не происходит – ни психологически, ни физиологически. Возраст тут вообще ни при чем. Дело в неких представлениях основной массы людей о том, что и когда в жизни должно происходить. У Бриджит нет того, что есть у сверстников. Вот она приходит на ужин к замужней подруге, а там одни семейные пары – в этой компании Бриджит чужая, все обсуждают ее одиночество и то, как трудно создать семью после 30 лет.

– А чего они к ней вообще цепляются? Маму Бриджит понять можно – она, как говорит сама Бриджит, существо из тех времен, когда маринованные огурцы были деликатесом. Ну а этим-то какое дело?
– Бриджит нестандартна, на этом фоне ее женатые и замужние друзья кажутся себе более полноценными. Почему они к ней цепляются? Они делают это, чтобы в очередной раз обратить на себя внимание других: вот, смотрите, у меня все в порядке, все правильно, все как положено.
– Когда Бриджит выйдет замуж, она будет вести себя так же?
– Не факт. У нее и семья-то не вполне обычная с общепринятой точки зрения. Мама в 50 с хвостиком уходит к дядьке из телевизора, папа это терпит, впадает в депрессию… Джонсы пытаются соответствовать стандартам людей их круга – вспомните, как они спешат на юбилей свадьбы Дарси: такие правильные, на правильной машине. Но все равно они другие, иначе не было бы у них такой дочери, как Бриджит.

– Нестандартной Бриджит живется не так уж легко в мире, где в 30 лет уже положено быть чьей-то женой и матерью – даже с ее легким отношением к жизни…
– Вот это и есть главная проблема женщин ее возраста – у них есть внутреннее понимание того, что они должны к этому возрасту иметь то-то и то-то. Как Бриджит реагирует на перспективу пойти на ужин с женатыми парами? Она корчит гримасу. Ей трудно приходить туда, где «другие» – устроившиеся в личном и карьерном плане. Эту проблему нужно привязывать не к возрасту, а к ощущениям. Стать 30-летним, а то и 40-летним по внутреннему ощущению можно и в 20 лет, если для себя решить, что все кончено – никто не выбрал, нет работы, ребенка рожать не от кого и перспектив ноль.

– Как вообще жить с ощущением, что ты не успел чего-то, что успели другие, что они едут в поезде, а ты бежишь по перрону и, как говорит Бриджит, чувствуешь себя дурой?
– Трудно. Некоторые этой давильной машины в лице мам-пап-подруг-коллег не выдерживают и совершают необдуманные поступки. Когда в очередной раз кто-нибудь говорит: «Ну что же ты, милая, твое время уходит: тик-так, тик-так», женщина совершает глупость – выходит замуж, например, за первого встречного. Еще один сценарий – уход от этих взглядов, вопросов, советов. Человек, избегая неприятных для него ситуаций, стремится минимизировать общение – прячется в кокон, в защитную капсулу. Вспомните, что происходит с Бриджит, когда у нее в очередной раз что-то не получается в личной жизни. Она начинает страдать – пить водку, курить, есть джем, сидеть дома и толстеть. Так чаще всего и бывает, это результат придания лишней значимости ситуации. К счастью, Бриджит каждый раз выбирается из этого – выкидывает водку, записывается в спортклуб, меняет работу. В общем, «плюнула и пошла».

– То есть держится молодцом?
– Да! Она как раз здоровый пример сопротивления навязываемым стереотипам.
– Но ведь не так уж не правы те, кто напоминает Бриджит, что ее «часики тикают»? Чешуя после 30 не отрастает, но чем ты старше, тем труднее создать семью. Дело даже не в том, что всех приличных мужчин разобрали – просто ужиться с кем-то на одной территории сложнее!
– Это правда. Нет никакого основания считать, что не иметь к 30 годам семьи – это плохо. Но привычки есть привычки. Человек уходит от родителей, начинает самостоятельно организовывать свой быт – у него формируется свой стиль жизни. Чем дальше, тем сложнее ему будет вписать в некий стандарт своей жизни другого человека.
Все-таки основа общества – именно те, у кого к 30 годам семья и дети. Но и Бриджит, у которой все не так (она даже в любви объясняется, стоя зимой в трусах посреди улицы), тоже получает в итоге свою порцию счастья.

 

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика