Борис Крюк: Бялко готовил меня в институт
29 ноября начинается зимняя серия игр «Что? Где? Когда?» А межсезонье – лучшее время, чтобы поговорить с ведущим интеллектуального казино Борисом Крюком.
– В этом году «Что? Где? Когда?» исполнилось 33 года. Чувствуется особое отношение со стороны «Первого канала»?
– Честно говоря, нет. Конечно, к программе относятся с уважением, но привилегий никаких. По времени выхода в эфир – 23–24 часа – это, думаю, чувствуется.
– Какое соотношение возрастных и молодых команд считаете оптимальным?
– Есть две полярные точки зрения: «Покажите Друзя» и «Уберите Друзя, покажите уже что-то новое». Друзя я беру как самого яркого представителя старшего поколения. Истина, думаю, посередине. Чтобы не самим регулировать, какая
команда сядет за стол в этот раз, мы придумали новые правила. Я потратил на них два часа, зато больше меня эта проблема не интересует.
– Вы неоднократно называли Друзя одним из самых преданных знатоков клуба. Но в последней игре, как школьника, отчитали его за подсказки. Он очень недовольно шевелил усами. Разборок за кадром удалось избежать?
– Вне игры мы по этому поводу с ним даже не общались. Инцидент случился во время рекламы. К моим помощникам вбежали возмущенные знатоки, которые сказали, что Друзь «вообще обнаглел» – подсказывает уже неприкрыто. Я тоже кое-что видел и слышал, но это было не так явно. Чтобы знатоки сами пришли с жалобой в аппаратную – это было впервые в истории, и я не мог этого не отметить. Но я же специально выбрал особую форму замечания – обвинил Друзя, будто он хочет, чтобы Потанина проиграла – чтобы им засчитали подсказку (когда одна команда играет за столом, она вступает в конфликт с другими – внутри сезона они друг с другом конкурируют). В ту секунду я подумал, что это единственный способ, который его угомонит…
– Пожалели?
– Если бы я сказал: «Зачем вы подсказываете?», он бы возомнил себя Робин Гудом, который спасает тонущий корабль. Друзь в паре с Аскеровым – вообще гремучая смесь, несмотря на то, что играют в одной команде. Я уже понял, что их надо разводить по залу. У нас три таких злостных нарушителя: Друзь, Аскеров и Барщевский. Если в округе есть хоть один человек, с которым они могут вступить в обсуждение вопроса, остановиться уже не способны. Барщевского мы уже от всех изолировали – он у нас «на последней парте» сидит. Он (тоже мне хранитель традиций) стучал ногой по креслу знатока на правильную версию. Может, это и не он придумал, но поймали с этим именно его.
– У вас со знатоками любовь на расстоянии?
– С теми, кто появился недавно, у меня одинаковые отношения. Единственный, кого могу выделить – Балаш Касумов. Он ведет «Что? Где? Когда?» в Азербайджане, и у меня с ним много контактов. Со знатоками, которые играют давно, сложнее. С Блиновым и Козловым мы дружим. С Друзем знаем друг друга сложно сказать сколько лет. Я еще в школе учился, когда он меня водил показывать Петропавловскую крепость. Бялко готовил меня в институт по физике и математике… Конечно, на игре нужно каким-то образом абстрагироваться. Мы стараемся. Хотя команде Козлова, мне кажется, наше знакомство пошло на пользу. Раньше он ходил на игру, как на фронт, – воевать с ведущим. Сейчас мы не пререкаемся, как было при Ворошилове. А поскольку Козлов не может сдержать свой темперамент, пар выпускается на команду (вспомните, как в прошлом году он буквально бодался с Молчановым), отчего она играет лучше.
– Лучше, чем при Ворошилове?
– Мне кажется, да. Хотя моей заслуги тут нет.
– Зато достижения ваших операторов в последней игре бесспорны. Благодаря им все только и обсуждали, что объятия Потаниной и Новикова во время исполнения песни «ВИА Грой».
– Ну да. Обсуждали.
– Вам не кажется, что «ВИА Гра» не совсем из вашей оперы?
– «ВИА Гра» у нас выступает четвертый раз, до этого никаких нареканий не было. Думаю, в этот раз ситуацию усугубило то, что планировался другой номер – из нового фильма Тодоровского. Но авторы песни, к сожалению, не разрешили давать ее в эфир до выхода фильма. И запасной вариант музыкальной паузы таким и вышел – запасным, обычная песня из репертуара.
Замена выяснилась всего за два дня до эфира, поэтому выбора у нас, по сути, не было.
– К вам вообще очередь должна стоять из певцов…
– Это обманчивое впечатление. Я вообще считаю, что музыка у нас в большом упадке. А вот такого, чтобы появилась песня, подобная «Вернисажу», которую любили все, сейчас нет. У меня 17 программ в год – не могу назвать вам ни одного безусловного шлягера. Последнее, что припоминаю – «Семь тысяч над землей» Сюткина. С музыкальными паузами сложно. Большинство исполнителей не против к нам прий-ти, но не в ущерб концертам. У нас денег никто не платит, поэтому мы должны подстраиваться под их график…
– Забегают к вам в окошке между корпоративами?
– Примерно так. А в декабре, как вы понимаете, у них так называемые ёлки, и у нас вообще катастрофическая ситуация с музыкальными паузами. После 15 декабря артисты не понимают, что мы обсуждаем. Поэтому последние два года в финальной игре у нас выступает оркестр МВД. Мы им очень благодарны – здорово нас выручают. Сложность еще в том, что артисты часто «отваливаются» буквально накануне. О том, что Вайкуле не вылетела к нам, мы узнали в день эфира. Но самый крайний случай произошел с Серовым: то, что его выступление не состоится, определилось за несколько часов до игры. Причем мы сами поняли, что он не придет – человек не брал никакие телефонные трубки. Думаю, нетрудно догадаться, что произошло… В 90-е, я помню, выстраивали какую-то логику музыкальных пауз в серии – сейчас это просто нереально. Слишком много для этого должно совпасть случайностей.
– Почему вы так упорно не идете в кадр?
– На самом деле я должен был предстать перед зрителями в 2005 году, на юбилейных играх. Все уже было готово к тому, чтобы во время вопроса из 13-го сектора я неожиданно появился. Но он не выпал. Поэтому костюмчик так и остался висеть. И висит до сих пор.
– Чье дыхание из программ-угадаек вы ощущаете собственной спиной?
– Мне кажется, в разные периоды разные программы наступали нам на пятки или превосходили нас. Не могу сказать, что «ЧГК» всегда была самой популярной программой из серии вопросов и ответов. Наверное, это не так. Правда и то, что программа перестала быть массовой. Чтобы все смотрели ее, а на следующий день на работе обсуждали – давно такого нет. Но передача уже много лет держит уровень. Люблю говорить, что наша программа – как газета Times. Классическая и вечная. Хотя колебания рейтинга бывают. Но нужно понимать, что телеаудитория становится меньше в принципе. Главное – ориентироваться на постоянного зрителя. Чтобы ему не надоесть, чтобы он не засыпал у экрана. А время выхода программы этому способствует…