В Большой театр за 100 рублей? Реально!

«Собеседник» продолжает путешествие по городам России, запечатленным на отечественных купюрах. Сегодня мы проследуем маршрутом Радищева – из Петербурга (где побывали в прошлый раз с 50-рублевой купюрой) в Москву. 100рублевая банкнота послужит нам пропуском в Большой театр.

Московские родичи коней с Аничкова моста

Странные кульбиты порой выкидывает история. Казалось бы, так много для украшения Северной Пальмиры сделал Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург! Его кони на Аничковом мосту вообще стали визитной карточкой города на Неве. А вот поди ж ты, права представлять Питер на полтиннике не удостоились. Но вот ирония судьбы: лошадки от Клодта, променявшего из любви к искусству эполеты артиллерийского офицера на фартук скульптора, все-таки выскочили на купюрный лик. Правда, это была уже иная четверка – аполлонова квадрига, которая и сегодня украшает фронтон Большого театра. Вот так Клодт, про которого Николай I пошутил, что коней этот художник делает лучше, чем иной жеребец, подарил двум столицам империи восемь самых знаменитых на сегодняшний день скакунов.

Трезвый извозчик на самой эротичной купюре

Между прочим, Аполлон с лирой, стоящий на колеснице, сразу вошел в фольклор москвичей. В позапрошлом веке ходила шутка среди столичных жителей, что в городе есть только два трезвых извозчика – и оба греки. Первый – богиня победы с венком в руках на квадриге Триумфальной арки, а второй – Аполлон на фронтоне  Большого театра.

И едва появившись на купюре, покровитель муз опять попал под град шуток зорких острословов, разглядевших едва ли не с лупой в руке, что дотошный художник изобразил Аполлона на деньгах настоящим мужчиной. Все детали, не прикрытые хитоном ниже пояса, видны отчетливо. Что ж, такая, видимо, планида у творений Клодта: над конями его шутят и смеются реже, нежели над людьми. Зато наши деньги теперь могут смело претендовать на звание самых эротичных и откровенных.

Обвинять же художника стольника в излишнем натурализме не будем. Все-таки Игорь Крылков, который и создал сию дорогую для нас картинку, человек заслуженный и именно ему принадлежит идея превратить наши деньги в путеводитель по стране. Он же был главным лоббистом Большого театра в качестве финансовой визитки Москвы.

– Большой театр – это такой символ города, от которого исходит тепло и к которому все относятся с любовью, – объяснил свой выбор Крылков.

Действительно, если вспомнить другого классика, то именно «в области балета мы впереди планеты всей». Так что выбор логичен, хотя на советских деньгах Москву имел право представлять только Кремль.

Для эскиза на сторублевку Крылков использовал, по его собственному признанию, фотографию из архива ТАСС. Гравюру для купюры сделал один из лучших мастеров этого дела на Гознаке Алексей Тимофеев. Таким образом, по идее Крылкова Большой театр, рекламирующий Россию за рубежом, сам рекламируется Россией, вынесшей его на лик популярнейшей ходовой купюры.

И тут самое время вспомнить еще об одном кульбите истории. На сей раз в судьбе самого Игоря Крылкова. Дело в том, что сам художник, так тепло отнесшийся к храму искусства, имеет непосредственное касательство к Большому. Бабушка его десять лет прослужила в этих стенах капельдинером. Да и сам он в юности пытался поступить в мимический ансамбль театра. Что ж, плясать Крылкову не пришлось, но Большой все-таки оставил след в его творчестве.

21 миллиард для Большого

Квадригу и Аполлона Крылков изобразил на сотенной еще и на оборотной стороне. Как деталь всего театра, который и является главным персонажем купюры. Величественное здание смотрит на нас с нежно-розовой банкноты. В кадр попала и часть улицы Петровки, от которой театр изначально и получил свое название – Большой Петровский театр. Открыто это чудо России для публики было в 1780 году аллегорическим диалогом Александра Аблесимова «Странники». Любопытно, что вскоре после открытия театра тогдашний губернатор Белокаменной граф Ростопчин предложил администрации закупить для нужд заведения человек 200 крепостных. И знаете, для чего? Просвещенный граф опасался, что публика не пойдет на спектакли, и предполагал этими крепостными заполнять пустоты в зале.

После пожара 1805 года здание театра восстановил архитектор Осип Бове. Тогда-то и появился знаменитый на весь мир и прославленный на стольнике восьмиколонный фасад. В 1825 году Большой открылся алябьевским «Торжеством муз». Ну, а третье открытие театра после пожара 1853 года, когда из руин восстановил здание Кавос, случилось 20 августа 1856 года. Тогда публике представили «Пуритан» Беллини. То есть впервые театр начинал свою историю в новых стенах не с русской постановки. Как-то будет сейчас, когда завершится реконструкция?

 Пока же москвичи и гости столицы могут любоваться шедеврами Бове – Кавоса – Клодта исключительно за сто рублей благодаря таланту Крылкова. Интересно, что, по словам известного «телезнатока», обладателя «Хрустальной совы» Никиты Шангина, который ныне руководит проектом реставрации здания, на ремонт Большого требуются соответствующие названию театра суммы – 21 миллиард рублей. Иными словами, чтобы москвичи и гости столицы вновь получили возможность наслаждаться искусством в Большом, необходимо 210 миллионов изображений театра на билетах банка России. Эта сумма, по словам Шангина, гарантирует нас от того, что через 15–20 лет фасад вновь обнесут строительными лесами. Увы, неустойчивость грунта, на котором стоит здание, сильно увеличилась, когда под землю убрали протекавшую рядом речку Неглинную.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика