Блондинка за углом
На трассы Волгограда каждый день выходят работать представительницы прекрасного пола. Не подумайте плохого – это женский взвод ДПС.
Бабский взвод
Два года назад, когда в Волгограде решили сформировать женский взвод дорожно-патрульной службы, каждая из претенденток на эту романтическую должность задавала себе тысячу вопросов. Как встретят на дороге водители-мужчины? Что делать, если придется штрафовать собственного мужа?
Это был эксперимент. В начале 2006 года министр МВД России Рашид Нургалиев призвал коллег в регионах активнее привлекать к работе представительниц прекрасного пола. Генерал-майор Михаил Цукрук, тогдашний руководитель Волгоградского УВД, отреагировал быстро – распоряжением о формировании женского подразделения ДПС. И высказал на этот счет свои соображения: во-первых, коррупция на дорогах города перешагнула все допустимые границы, а женский пол от природы к мздоимству не расположен. Во-вторых, женщины аккуратнее и исполнительнее мужчин. Ну а в-третьих, пусть новоиспеченные инспекторы таким вот макаром знакомятся, замуж выходят. «Демографическая ситуация в регионе нестабильная, – пояснил свою неожиданную мысль Цукрук. – Так что к декретному отпуску сотрудниц мы отнесемся спокойно».
Отбор первых 26 девушек он проводил лично. И в общем-то не скрывал основной критерий: чтобы попасть в первый женский батальон ДПС, желательно быть очень привлекательной особой. Девушкам предстояло нести службу в центре Волгограда, так сказать, на самом видном месте – пусть люди любуются.
Бегать быстро, стрелять метко
Вообще-то руководство Волгоградского УВД двадцать лет назад уже пыталось привлечь женщин на дорожно-патрульную службу. Десяток девушек даже приняли тогда во взвод, но работать оказалось настолько тяжело, что они довольно быстро уволились. Одна из них, теперь известный в городе предприниматель, вспоминает:
– Не женское это дело: целый день дышать выхлопными газами и в дождь, и в зной, и в 20-градусный мороз!
Год назад первыми гаишницами Волгограда стали сотрудница отдельного батальона патрульно-постовой службы Анна Носкова и старший майор милиции Валерия Борисанова. Отец Борисановой мечтал о сыне, хотел назвать Валерием и чтобы служил в милиции – как папа. Мечты Борисанова-старшего довелось воплощать в жизнь дочери.
Здоровье у инспектора ДПС должно быть почти идеальным, а кроме него, необходимо высшее юридическое образование, общеправовые знания плюс надо пройти первоначальную военную подготовку с элементами борьбы, огневую подготовку, уметь водить автомобиль… Борьба борьбой, а у женщин свое на уме.
– Когда после 20-дневной стажировки и экзаменов меня приняли на службу, я волновалась: какую форму выдадут? – вспоминает одна из сотрудниц.– Представлялись безразмерные мужские брюки, такой же китель и кирзовые сапоги. Но я была приятно удивлена – и юбка, и рубашка идеально подошли по размеру. А когда примерила пилотку, то сами по себе расправились плечи. Почувствовала: «Ну, всё! Теперь я – хозяйка дорог!»
«Телефончик можно?»
Просто постоять с такой «хозяйкой дорог» никто не запрещает. Стою. Кажется, вот сейчас взмахнет элегантный инспектор своей волшебной полосатой палочкой – и остановит брутальный джип, набитый бандитами. Через 15 минут ожидания становится жарко. Еще через 10 начинает мучить жажда. Через полчаса начинаешь скучать, потому что джипы мимо едут, но все какие-то обычные, с виду совершенно безобидные…
Инспектор Елена Золотых идет к дорогому «Лексусу», который не нашел лучшей парковки у гипермаркета, чем пешеходный переход, представляется. Шкафообразный хозяин иномарки мрачнеет и тянется за бумажником: «Скока?» Девушка молча пишет протокол. Водитель набирает чей-то номер: «Здоров! Меня тут твои девчонки в оборот берут, нарушаю типа… А ты где? На море? Че, я плохой водитель, значит? Ха-ха-ха! Ну ладно, уплачу я штраф…»
Следующий протокол Елена вручает водителю, превысившему скорость. Лихача, которому на вид лет 20, это обстоятельство, кажется, не очень огорчает – он не сводит с инспектора восхищенных глаз: «Первый раз меня штрафуют, и надо же – девушка! Обалдеть! А телефончик можно?»
Телефончик нельзя. Даже в честь первого штрафа.
Свое первое ДТП Елена Золотых запомнила на всю жизнь: автомобиль сбил женщину, перебегавшую дорогу на красный свет. К счастью, не насмерть. Но распластанное на горячем асфальте окровавленное тело и испуганные глаза водителя, пытавшегося сделать пострадавшей искусственное дыхание, не забываются.
Страшнее всего, когда на дороге гибнут дети, часто – по вине взрослых. Шел по улице малыш с бабушкой. Встретили знакомых, остановились. Пока бабушка судачила с соседкой, мальчишка побежал за укатившимся на проезжую часть мячиком. А там – маршрутка…
Волгоград – первый, но не единственный город в России, где порядок на дорогах наводят не только мужчины. Сейчас женские взводы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове… А еще в Лиме, столице Перу. Там путем «следственного эксперимента» установили честность более ста гаишниц, ни одна из которых не польстилась на взятку.
Казалось бы, все хорошо, но в управлении Волгоградской ГИБДД ходят разговоры, что женский взвод в будущем году могут и прикрыть. Проблем много – и с подготовкой квалифицированных кадров, и с расходами на содержание взвода… Неужели поднимется рука на красоту гаишную?