Берлинале: опасные связи
Кто-то из американских журналистов упрекнул год назад руководителей Берлинале в чрезвычайном натиске голливудской продукции. В этом году ничего не изменилось. Конечно, Берлин отличает внимание к официальному кинематографу.
В Берлине первые лица мирового кино бывать любят. Режиссер знаменитой «Нефти» Пол Томас Андерсон признался, что на этом фестивале «чувствуешь себя, как на вечеринке в гостиной Дитера Косслика», его директора.
Программы Берлинале-59 строились на утешающем, но, конечно, мнимом равновесии между гламуром и художественной скромностью, между глобалистскими амбициями европейских режиссеров и независимым духом американского кино.
Но зрители жаждут зрелищ. И только звезды, отрабатывающие здесь предоскаровскую гонку, способны обеспечить глобальную «антикризисную программу».
Количество режиссеров-звезд и суперзвезд-актеров, готовых сниматься даже в эпизодах, казалось в Берлине почти неправдоподобным. Так, в «Частных жизнях Пиппы Ли», снятых Ребеккой Миллер, дочкой знаменитого писателя Артура Миллера, мимоходом показались Вайнона Райдер, Моника Белуччи, Джулианна Мур и Киану Ривз.
Несмотря на страждущих у парадного подъезда зрителей, совсем не звезды определили смысл и драйв этого Берлинале. Псевдорадикальным оказался фильм «Ярость» Салли Поттер, так мечтавшей подорвать пресловутый цинизм мира моды. Здесь блеснули в монологах-интервью Джуд Лоу в роли трансвестита, язвительная Джуди Денч в роли критика и Стив Бушеми в роли фотографа с «употребленным» лицом. Но сама картина – мимо.
Зато дебют уругвайского режиссера Адриана Биньеса «Гигант» об охраннике супермаркета в Монтевидео впечатлил нежнейшей историей современных Ромео с Джульеттой.
Любители выискивать на фестивалях тенденции могли бы заметить, что в нескольких фильмах сюжет строился на эротической связи стареющих женщин с молодыми любовниками, годящимися им в сыновья. В «Дорогуше» Стивена Фрирса неотразимая куртизанка Леа (Мишель Пфайфер) обольщает, любит и страдает на фоне роскошного декора «прекрасной эпохи». Конечно, публика, избалованная таблоидами, мечтала узнать, как снимались эротические сцены молодого немецкого актера Дэвида Кросса с Кейт Уинслет, сыгравшей в «Чтеце» Стивена Долдри кондуктора берлинского трамвая 50-х годов и бывшую охранницу в Освенциме. Оскаровская номинантка объяснила:
– Откровенные сцены дожидались конца съемок, когда Дэвид Кросс отпраздновал свое 18-летие.
Наш дебютант Павел Бардин показал в престижной программе «Панорама» свою картину «Россия 88». Цифра 8 означает восьмую букву латинского алфавита – h. А 88 (hh) расшифровывается как «хайль Гитлер». Как ни странно, но именно этот честный и радикальный фильм о русских скинхедах компенсировал на Берлинале неожиданный дефицит актуального политического кино.