Почему бензин дешевеет так медленно?
Вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша прогнозирует, что в январе 2009 года АИ-92 будет стоить 16–17 рублей за литр.
В США бензин уже давно стоит 14 рублей за литр, а в России все еще изыскивают способы не снижать его цену. Аргументов за то, чтобы цена была высокой, три.
Первый. Упавшие мировые цены на нефть приносят компаниям убытки, так как очень высоки госпошлины. Впрочем, пошлины снизят, и уже в ближайшее время дело снова станет выгодным. Однако аналитики политкорректно говорят: компании упустили время и не переоборудовали производство, в итоге себестоимость добычи по-прежнему очень высока.
Второй. Государство забирает себе до 40% налогов с продажи нефти. Поэтому мы не можем равняться на США, где цена на бензин зависит только от мировой цены на нефть. При этом стыдливо умалчивается о размере тех сверхприбылей, которые крутятся в нефтянке.
Третий. Разница между оптовыми и розничными ценами сегодня, по некоторым данным, составляет чуть ли не 100%. То есть оптовики цены снижают, а АЗС держат их на прежнем уровне. Но при этом лишь немногие эксперты указывают: как правило, заправки принадлежат нефтяным компаниям. Поэтому, снижая оптовые цены и оставляя прежними розничные, они компенсируют себе завышенные пошлины на экспорт. Только и всего. А еще у нас рыночная экономика – потребление топлива в период самых высоких цен не снижалось. А раз покупают задорого, так чего продавцам себе голову морочить?