Может ли аптекарь давать советы?
Отправляясь за покупками, мы всегда можем рассчитывать на помощь продавца. Но если купить предстоит не кусок колбасы, книжку или туфли, а лекарство?
Услышав от посетителя просьбу «что-нибудь посоветовать», аптечный работник может высказать свое мнение. Но по закону его советы должны касаться только тех препаратов, которые разрешается отпускать без рецепта. Рецептом в данном случае является не бумажка с малопонятной закорючкой, а документ со штампом лечебного учреждения. Выходит, что средство «от кашля» или «от укусов» аптекарь предложить может, а вот «от давления» или «от сердца» – не имеет права.
Но это не значит, что относительно рецептурных лекарств от аптекаря можно не ждать никаких комментариев: рецепт взял, лекарство отдал – и до свидания. Его обязанность – рассказать о препарате все, что вас интересует и что необходимо знать: правила приема и хранения, особенности совместимости с другими препаратами, дозировка, возможные побочные эффекты.
Если лекарство кажется вам слишком дорогим, в аптеке должны предложить на выбор более дешевые аналоги, обязательно сообщив при этом, чем каждый из них отличается от назначенного врачом средства. Или предложить замену, если нужного лекарства в данный момент нет. В этом случае на обороте рецепта в аптеке должны указать, какое именно средство клиент получил в итоге. Самостоятельно отменять то, что доктор прописал, или давать советы типа «зачем вам это лекарство, купите лучше вон то» аптекарь не может – он не врач. Но в аптеку, аптечный пункт или киоск можно обратиться за первой помощью – если другой возможности получить ее нет. Там имеют право обработать рану, измерить давление, сделать необходимый укол или помочь купировать острую аллергическую реакцию.
Прежде чем советовать безрецептурное средство, работник аптеки должен спросить клиента о том, какого рода у него жалобы, сколько ему лет, есть ли хронические заболевания, какие еще лекарства он принимает и пр.
Идти в итоге в поликлинику или лечиться самостоятельно – личное дело каждого. Но не стоит раздражаться, если работник аптеки интересуется, с какой целью вы покупаете то или иное лекарство, или настаивает, что вам необходимо обратиться к врачу, – это его прямая обязанность.
важно!
Врач, выдавая рецепт, обычно сообщает, в какой аптеке можно купить прописанное лекарство. Но он не имеет права диктовать условия, принуждая пациента обратиться именно в эту аптеку, а не в какую тому удобно. Продавать лекарства самостоятельно он тоже не может.