Уйти, никого не напрягая
Жизнь замечательного актера Игоря Васильева в общем-то и была вариантом «Омега».
Под самый Новый год, 23 декабря, в Москве на 70-м году жизни скончался народный артист России Игорь Алексеевич Васильев. Его фильмография не так обширна, но барона Шлоссера из картины «Вариант «Омега», где он сыграл в паре с Олегом Далем, вспомнят многие. А еще были «Трактир на Пятницкой», «Завещание профессора Доуэля», «Бабий яр» и другие яркие роли…
Страна этой потери не заметила – Игорь Васильев умер тихо, так же тихо, как жил. Как сказала о нем режиссер МХТ им. Чехова Марина Брусникина: «Он был очень редкий человек в смысле тишины, достоинства и интеллигентности».
«Я в шоке...»
– О каком Игоре Васильеве вы говорите? – удивилась худрук театра «Современник» Галина Борисовна Волчек. – Гарик, что ли? А разве он умер? Когда? Я даже не знала. Не могу ничего сказать. Я просто раздавлена этой новостью. Я в шоке.
– Игорь Алексеевич снимался в последний раз в моей картине «Искушение Дирка Богарда», – поделился с нами режиссер Кирилл Мозгалевский, – и я узнал о кончине актера только в день похорон. Мне в Париж позвонили друзья из Театра сатиры и рассказали: «По радио услышали, что в Художественном театре идет прощание с Васильевым. Знать бы раньше, обзвонили бы всех наших». Вот и я не успел на прощание. Позже, когда прилетел в Москву, мы сходили на кладбище. Прости нас, Игорь…
– Он был ни на кого не похож, – говорит Марина Брусникина. – Невероятно красивый мужчина и интересный человек. Он много читал, много знал. Удивительная личность. Ничего напоказ. В годы своей молодости он считался человеком андеграунда. Это же он первый нашел Петрушевскую, первый тонко почувствовал и понял ее произведения, а затем привел ее в театр.
Неизвестный муж Мирошниченко
Тяга ко всему необычному, новому, постоянное самообразование – свойства людей интеллигентных, хорошо воспитанных. Отец Игоря Васильева был известный всей Москве архитектор, он собрал огромную библиотеку. Неудивительно, что актер с детства читал запоем. Свою личную жизнь Игорь Алексеевич никогда не выносил на публику. И мало кто знает, что когда-то он был женат на Ирине Мирошниченко. Они дружили уже новыми семьями, до последних дней тепло и трепетно друг к другу относились.
– С ним можно было потрещать на разные темы, – вспоминает Кирилл Мозгалевский. – Поговорить о поэзии, литературе, музыке.
– А как он любил ходить в кино, – продолжает Марина Брусникина. – Помню, сразу после премьеры фильма Кончаловского «Глянец» в театре завязалась дискуссия по поводу качества картины. Кто-то сказал: «Да ерунда этот «Глянец»». На что Игорь парировал: «Вы сначала сходите и посмотрите. И не надо никого слушать. Вот я не считаю, что это ерунда». У Игоря Алексеевича всегда на все было свое мнение. Но он его не торопился высказывать, пока его не спросишь.
Выиграл дуэль с Олегом Далем
Последние годы в кино Игорь Васильев практически не снимался, был занят в основном в театре. Поклонники могли порадоваться его таланту, придя на спектакли в МХТ им. Чехова, в котором он служил с 1961 года. (В небольшой перерыв – с 1964 по 1970-й – он работал в «Современнике».) Последняя премьерная постановка МХТ – спектакль «Тутиш» – состоялась за два месяца до его кончины. Но артист успел выйти на сцену в новой роли старика Али. Символично, но «Тутиш» – спектакль-притча об ожидании чуда, история, полная надежд и воспоминаний. Находясь на обочине жизни, трудно что-либо менять. Что делать, если ты не в силах повернуть время вспять? Только одно – быть человеком.
Последней большой киноработой Игоря Васильева стала картина «Искушение Дирка Богарда». Дирк Богард был любимым актером Висконти, звездой фильмов «Смерть в Венеции», «Гибель богов», «Ночной портье». И вот русский режиссер Кирилл Мозгалевский задумал снять картину о звезде мировой величины. Но где взять Богарда?
– Мне говорили, что найти актера на роль Дирка Богарда – это все равно что решить теорему Ферма. Таких актеров, которые могли бы играть, как Богард в «Зоне молчания», только глазами, практически без слов, не осталось. Олега Даля нет, Янковский занят. И тогда мы вспомнили про Игоря Васильева, как он играл в «Варианте «Омега».
Все было за него – аристократизм, манера держаться, абсолютное глубокое содержание, порядочность. И даже при отрицательном обаянии и Богард, и Васильев могли влюблять и притягивать к себе зрителя. Помните дуэль в «Омеге» его барона Шлоссера с Олегом Далем? Я вам скажу, что Шлоссер, пожалуй, был и лучше. Кроме этого, была еще одна вещь, почему я выбрал Васильева, а не другого, – он болел теми же фильмами, что и я, он любил тех же режиссеров.
Алена Яковлева в картине Мозгалевского сыграла вместе с Васильевым:
– Я думаю, что Игорь Алексеевич был человеком замкнутым. И ему не очень-то хотелось сниматься в сериалах: как человека интеллектуального, его это явно не притягивало. Кроме того, он глубоко индивидуальный актер, с нетипичным для героев настоящего времени лицом. Вот его киносудьба и не сложилась.
– Игорь Васильев со своим взглядом на жизнь, аристократизмом, нехабальством никуда не лез, – говорит Кирилл Мозгалевский. – И это в данной конкретной нашей жизни очень плохо. Слава Богу, что в своем мире, честном, романтичном, где главные ценности – духовность, любовь, знания, он был счастлив. Ему было что сказать, но вот вопрос: кому говорить? Ведь вокруг много людей, которые этого даже не поняли бы. Зачем ему надо было расплескиваться?
«Когда, говорите, он умер?»
Игорь Васильев обладал изысканным вкусом, любил модно одеваться, был знаком с последними тенденциями в моде. Своим гардеробом он пользовался даже на съемках.
Например, в фильме «Искушение Дирка Богарда» потребовалось хорошее дорогое пальто. Где найти? И тогда Васильев принес свое пальто. «Это подарок от Славы Зайцева», – сказал он съемочной группе. В нем и снялся.
– Мы дружили с Игорем, я шил ему, – сказал Вячеслав Зайцев. – Я тоже не знал, что он умер. Когда, вы говорите? В конце декабря? А что с ним произошло?
Произошел инфаркт. Он никогда не жаловался, но в театре знали, что у него больное сердце.
«Если бы не больное сердце, он был бы брутальнее, – вздыхает Мозгалевский. – А так Игорь был вальяжным».
– Он ведь до последних дней был профоргом МХТ, – говорит Марина Брусникина. – Сделал много добрых, хороших дел для актеров и работников театра, не афишируя этого.