Секс, медвед и философия

29 февраля 14 участников арт-группы «Война» и приглашенный ими за компанию филолог, автор «Словаря русского мата» Алексей Плуцер-Сарно организовали в Биологическом музее им. Тимирязева акцию «Е…сь за наследника-медвежонка».

Фотографии с этой акции были выложены 1 марта в блоге Плуцера-Сарно и стали абсолютным хитом русского Интернета, есть и видео. Суть вполне соответствовала названию: они разделись и стали делать именно то, к чему призывали. Правда, у них не очень получалось, пришлось прибегнуть даже к самостимуляции, но в целом акция явно удалась: философское сообщество России только ее и обсуждает. Дело в том, что четверо из участников перфоманса обучаются на философском факультете МГУ (еще один уже отчислен). Главный дебатируемый вопрос: обязано ли руководство факультета отчислить скандалистов или можно ограничиться выговором? Пока декан Миронов склоняется к последнему, но акционистами заинтересовалась милиция.
13 марта Владимир Шилов и Надежда Толоконникова (она участвовала в акции на девятом месяце беременности, через неделю у нее родилась дочь) были задержаны на территории МГУ. Пока, продержав в отделении 3 часа, их отпустили.
«Русский журнал» провел на философском факультете круглый стол о том, как должно профессиональное сообщество относиться к подобным эскападам. Сошлись на том, что совокупляться в музеях нехорошо, хотя консенсусных, общих для страны моральных ценностей сегодня не существует.
Сама идея исключить из МГУ студентов, в свободное от учебы время предающихся публичному сексу, не так проста, как кажется: с одной стороны, факультет не властен над телами и душами студентов, когда они покидают его территорию, с другой – существует устав МГУ, в котором есть пункт о моральном облике… Опять-таки студенты могут возразить, что осуществляли самую что ни на есть философскую практику, сославшись на «Философию в будуаре» де Сада или на фокусы Мишеля Фуко, не стеснявшегося посвящать публику в свою бурную личную жизнь…
А я лишь замечу, что арт-группа «Война» здорово скомпрометировала идею политической акции. Не тем, конечно, что секс был плох – я мало разбираюсь в групповом сексе. Проблема в ином: вполне приличная предвыборная идея сатирического действа на тему наследника-медвежонка перешла из политической плоскости в этическую. Все обсуждают не то, хороши или плохи такие выборы, а то, хороши или плохи публичные совокупления. Тем самым любой современный оппозиционер легко может быть обвинен в сочувствии к порнографам, в использовании грязных методов и пошлых техник.
Исключать Толоконникову и ее веселых друзей, конечно, ниоткуда не следует. А вот настоятельно рекомендовать им совокупляться впредь под аполитичными лозунгами – реальная задача оппозиции, база, на которой могли бы сплотиться и КПРФ с «Яблоком». Потому что реагировать неприличием на неприличие – далеко не самый плодотворный метод. Современная оппозиция должна не только заставить себя выслушать, но и не дать себя посадить. А главное – не дать себя замазать. В конце концов, если бы кто-то на моих глазах присел испражняться посреди музея, как некогда Бренер, и уверял бы при этом, что с…ть он хотел на такую демократию, – я первым позвал бы охранника. И это было бы вполне демократично.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика