Академическая фига
Оказывается, у нас в стране еще случаются выборы, которые не во всем предсказуемы и не совсем управляемы. На прошлой неделе в Академии наук демонстрировали умение дружить с властью, держа фигу в кармане.
Президентом РАН в четвертый раз подряд избрали 71-летнего Юрия Осипова, который находится на этом посту с 1991 года. А вот его потенциального преемника Михаила Ковальчука, поддерживаемого на самом верху, прокатили.
На выборы президента РАН приехал Владимир Путин, к которому в цитадели мудрецов относятся более трепетно, чем к нынешнему президенту. Еще бы! Именно он в последние годы финансово поддерживал российскую науку, а за день до встречи с академиками уже в качестве премьера подписал очередное постановление о существенных надбавках академикам и членкорам.
Однако ученые не оценили порыв Путина по достоинству. К моменту их встречи Ковальчук уже недобрал голосов, так и не пополнив ряды академиков. А ведь именно на директора Курчатовского института делалась ставка в дальнейших реформах РАН. Не секрет, что под него были готовы создать фактически новое отделение с большим количеством вакансий академиков и членкоров по нанотехнологиям с хорошим финансированием. В стройный план по внедрению Ковальчука в РАН (а следующие перевыборы только через 5 лет!) вмешались принципы действующих академиков. В кулуарах академики негодовали, к чему им менеджер от науки. Правда, все забыли, что членкором Ковальчук стал задолго до Путина, а возглавляемый им институт нынче процветает на зависть другим.
Как академикам удалось прокатить протеже власти? А в лучших традициях новейшей избирательной истории: голоса несколько раз пересчитывали, агитационную работу и админресурс включили на полную катушку. Разве что ЦИК на академиков не напустили. Ученые мужи настояли на своем, правда, заплатив за это членством других, более курьезных академиков. Чего только стоит новый член РАН губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев?! Или бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер? Его вклад в российскую науку, как хмуро пошутил один академик, заключается в книге «Решения. Моя жизнь в политике», предисловие к которой написал Дмитрий Медведев. А напоследок академики все-таки скрутили фигу в кармане и отказались вносить поправки в устав, которые позволили бы исключить из РАН Бориса Березовского.