Валерий Радчиков. В Афгане и после
Равнение на Маресьева
Он открыл глаза и увидел над собой черное облако... Боли он не почувствовал – была досада, что не заметил вторую мину... Радиограмму старший лейтенант Валерий Радчиков помнил наизусть: «Выйти в квадрат... захватить господствующую над местностью высоту». […]
Плато уперлось в едва заметную вьючную тропу. Проверить ее Радчиков решил сам... мина была итальянская, противопехотная... Пытаясь ее обезвредить, он опустился на колени и отодвинулся чуть назад – туда, где засыпанная мелким базальтом лежала точно такая же мина. […]
Похоже, судьба решила испытать его на прочность и заодно выявить предел человеческого терпения. Первое же обследование в ташкентском госпитале заставило специалистов усомниться, выживет ли. Шок. Реанимация. Две недели между жизнью и смертью.
Операция. Палата. Новый госпиталь. Опять операция. Перевязки. Медицинская сестра Нина Курмачева после одной такой, которая длилась часа полтора, выбежала со слезами на глазах.
– Да из чего он сделан?! […]
Попробуйте представить, что бывает, когда человеку, долгие месяцы пролежавшему в постели, дали шанс шагнуть по земле. Первый шаг. Боль. Падение. Желание сделать второй, третий. И так каждый день. Когда Радчиков снимал протезы, товарищи отворачивались: чехлы на культях были в крови.
Его врач Анна Васильевна Бобылева в свое время лечила Маресьева. Она сказала:
– Валера поражал особым жизнелюбием. Невероятно: он освоил ходьбу на протезах за две недели. Он побеждал недуг с одержимостью Маресьева. […]
Почти год спустя после ранения его выписали. Подписывая документы, председатель центральной военно-врачебной комиссии поинтересовался:
– Теперь куда — в военкомат или в училище?
– В свою часть, – ответил Валерий. – В Афганистан.
На него смотрели с нескрываемым изумлением.
Александр Олейник
(«Собеседник» №13, 1984 г.)
Смерть на дороге
В марте 1995 года он зарегистрировал Российский общественный фонд инвалидов военной службы (РОФИВС).
28 октября 1995 года на Валерия Радчикова совершено покушение. Он был тяжело ранен шестью пулями в голову и плечо.
15 мая 1997 года ему было предъявлено обвинение в том, что он, узурпируя власть в «афганском» движении, организовал взрыв на Котляковском кладбище.
21 января 2000 года судья Владимир Сердюков полностью оправдал подсудимых по всем пунктам обвинения и освободил их в зале суда. Генпрокуратура России обжаловала приговор.
31 января 2001 года в начале девятого утра на 39‑м километре Минского шоссе произошла авария. Автомобиль «Москвич-2141», который двигался в сторону Москвы, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с грузовиком. Находившийся в «Москвиче» Валерий Радчиков и еще один человек погибли...